В цветочной сказке

Лето… Набравшись солнышка, напившись теплыми дождями, дарит земля красоту необыкновенную – ковровое раздолье цветущих лугов, терпкий запах земли. Это за городом. Но есть еще одно место, где от красоты голова идет кругом. Вот об этом уголке, что находится в Сосновом Боре, и пойдет речь.
У калитки встречает сероглазая улыбчивая хозяйка цветочного царства, по-другому усадьбу Надежды Зубаревой не назовешь.
Первое, что видишь, войдя во двор, – безумство красок. Нет, это не пестрый луговой ковер, это нечто особенное, можно сказать, изысканно элегантное. Всем растениям отведено определенное место, да так удачно, что лучше и не придумаешь. Здесь каждый цветок, несмотря на их невероятное количество, на виду – стоит, красуется, будто говоря: "Посмотри на меня, вот я какой неповторимый!". Остановилась в растерянности – хочется подойти одновременно к каждому. Сколько их здесь, хозяйка не знает – не считала, не любит считать.
– Это эустома, она же ирландская роза, стала пропадать, – сокрушается Надежда Михайловна, начиная для меня экскурсию.
Словно в детскую сказку попала – пруд с цветущими кувшинками и живой лягушкой (а вдруг это царевна-лягушка?).
– Вот "Черная принцесса" не успела расцвести, – показывая на одну из них, говорит Надежда Михайловна, – по 10–13 кувшинок, бывает, цветут одновременно.
– Это плетистая роза, – поясняет хозяйка на мой возглас: "Запах-то какой удивительный". – Она вырастает очень высокой, но из-за засухи не захотела расти. В этом году и георгины низкорослые, и цвет набрали, но не растут, а ведь должны быть под два метра. Все из-за жары, – сокрушается Надежда Михайловна.





Приходится этим летом не только со зноем бороться, но и с садовыми муравьями. И еще одна напасть приключилась: в зимнюю стужу подмерз можжевельник, поэтому и альпийская горка, по словам хозяйки, не так выглядит, как хотелось бы.
– Пойдемте, я вам каллы покажу, – предлагает она.
Если честно, то к этому виду цветов я более чем равнодушна, но в этот раз… Такой изысканной нежности еще не встречала.
– Вот для них нынешняя погода была хорошая, еще в июне начали цвести, – говорит Надежда Михайловна.
Гладиолусы, по словам хозяйки цветочного царства, обязательны. Раньше было по семь грядок, потом решила, элегнтно и изысканно что это уже не по силам, уменьшила "плантацию", но отказаться от них совсем не смогла.
Спрашиваю: "Есть ли любимый цветок, ну который самый-самый любимый?". И тут же понимаю всю несуразность своего вопроса, для Надежды Михайловны цветы, как дети, – все любимые, не любимых для нее просто не бывает.
Недалеко от тропинки расположился еще один крошечный прудик, в нем вместе с кувшинками поселился юный лотос. Цвести он пока еще не цветет, но представляю, какая будет красота, когда он "повзрослеет"…
– Циннии люблю, обожаю их за жизнерадостность. А вот тут лилии чисто желтого цвета, – продолжая экскурсию, говорит Надежда Михайловна, – есть и восточные гибриды с терпким запахом. Это агапантус – африканская лилия, выглядит как инопланетянка. Цветет долго, на протяжении месяца.
А ведь точно – инопланетянка!
Фуксии – еще одна гордость хозяйки. Их великое множество расцветок и форм, одно растение краше другого.
Гортензия, герань (несколько видов), бататы, есть и такие, что название не только не запомнишь, но и не выговоришь. Бугенвиллея – удивительное создание, можно сказать, что два в одном: крошечный белый цветочек в обрамлении розового прицветника.
А вот еще одна любимица – зеленая роза, гордая красавица.
– Есть ли мечта? Уже нет. Мечты сбываются, я уже боюсь мечтать, – смеется Надежда Михайловна.
Лето хозяйка цветочного моря ждет с нетерпением и… с ужасом. Почему? Работы много. Тогда зачем это все надо?
– А как без цветов, без этой красоты? – с ноткой удивления отвечает моя собеседница.
Цветы выписывает чуть ли не со всей России: с Камчатки, из Кургана, Новосибирска, Хабаровска. На днях должна прийти посылка с гортензией. О каждом цветке может говорить бесконечно и с нежностью. А глаза-то как сияют! Такие глаза, полные вдохновения, довелось видеть только у творческих людей, когда они говорят о своем любимом детище. А у Надежды Михайловны каждый цветок – любимый.
Как поливают? Только из лейки, никаких механических устройств.
– Поливать и полоть не трудно, трудно вырастить и высадить в грунт. Как сил хватает? Сама не знаю. Главное – вырастить и высадить, остальное – ерунда.
Сестра Надежды Михайловны, Ольга Михайловна, в основном занимается огородом. Кстати, там нет ни одной травинки, овощи, чувствуя заботу хозяюшки, отдаривают бурным ростом и хорошим урожаем.
– Мы уже картошку молодую едим, после 7 июля начали копать, – делится Надежда Михайловна.
Но не только цветы украшают усадьбу. Радуют глаз амурский бархат, роскошный клен, маньчжурский орех, юный кедр, липа, сакура.
В теплице, где хозяйки выращивают рассаду, все устроено по-хозяйски: добротные стеллажи, печка.
– С чего все началось? Пожалуй, с детства, – говорит Надежда Михайловна, – у нас в доме всегда были цветы – астры, гладиолусы, настурция, календула, космея. В те времена негде было взять другие, диковинные. Хозяйки подворий делились между собой тем, что имели. Сейчас совсем другое дело – любой, даже самый экзотический цветок можно выписать по Интернету, было бы желание.
Зимой тоже без дела не сидят: рассаду готовят, землю. По словам Надежды Михайловны, зимой еще больше работы, чем летом. Одним словом, отдыхать некогда. Трудно физически, но зато душе радостно. Цветы – это дорогое удовольствие и в прямом, и переносном смысле.
За восемнадцать лет, как Надежда Михайловна "заболела" цветами, у нее образовалась роскошная библиотека из журналов о цветоводстве и ландшафтном дизайне. Каждый проштудировала от корки до корки. Причем не на один раз.
– Только тогда ты будешь что-то понимать в этом деле, – уверена она. – Радует, что сейчас молодежь стала интересоваться цветами, много молодых девчонок приезжает ко мне за рассадой. Особенно приятно, когда у них есть поддержка от мужа.
Немного помолчав, продолжает:
– Знаете, заметила еще одну особенность – людей с возрастом тянет к земле.
Конечно, тянет. Набегаются люди по жизни, истратятся душой (если, конечно, у кого она есть), обессилят, а она, земля-то, силы дает да боль забирает. Трудно без землицы-матушки – это еще старики заметили. Врачует она, душу врачует.
Татьяна Тарасова.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...