Он воевал и строил три ГЭС
 67 лет прошло со дня окончания Второй мировой войны, самой кровопролитной и жестокой, а также победы над милитаристской Японией. С каждым годом всё меньше остаётся участников сражений: время и фронтовые ранения делают своё коварное дело. Самым молодым участникам тех войн сегодня уже далеко за восемьдесят.
 
Степан БОЛТУНОВ – участник войны с Японией. В его уютной квартире мы ведем мирную беседу, вспоминая и военные, и послевоенные годы.
67 лет прошло со дня окончания Второй мировой войны, самой кровопролитной и жестокой, а также победы над милитаристской Японией. С каждым годом всё меньше остаётся участников сражений: время и фронтовые ранения делают своё коварное дело. Самым молодым участникам тех войн сегодня уже далеко за восемьдесят.
 
Степан БОЛТУНОВ – участник войны с Японией. В его уютной квартире мы ведем мирную беседу, вспоминая и военные, и послевоенные годы.
Родился Степан Александрович 13 сентября 1927 года в Якутске. Окончил пять классов, поступил в училище. Получил профессию, устроился работать на одно из предприятий города слесарем-инструментальщиком.
В начале 1944 года Степана призвали в армию. В учебном дивизионе города Усолье-Сибирское Иркутской области прошел курс молодого бойца-артиллериста. Оттуда их полк был отправлен на границу с Маньчжурией. В это время с запада на Дальний Восток шли военные эшелоны с техникой и солдатами, ещё не успевшими остыть от войны с Германией.
В начале августа 45-го началась война с Японией. И четвертая батарея артиллерийского полка, в которой служил молодой боец Степан Болтунов, приняла участие в сражениях с Японией с первого дня войны и до победного.
– Батарея у нас была интернациональная, – вспоминает Степан Александрович, – якут, бурят, мордовец, украинец, белорус, русские. Девять человек – все ребята молодые, боевые. Когда началась война с Японией, наш батарейный расчет в составе арт¬полка форсировал Амур в том месте, где у японцев был мощный укрепрайон. Засевшие в дотах и дзотах японцы поливали наши позиции из пулеметов. Двое суток наша авиация бомбила этот укрепрайон, но бесполезно: стены укреплений из бетона толщиной 1,5 метра выдержали.

– И как же удалось выкурить японцев? – спрашиваю я старого солдата.
– А вот тут как раз и пригодились мы, артиллеристы, – продолжает свой рассказ Степан Александрович, – били по вражеским укреплениям из пушек прямой наводкой. А по ночам забрасывали в доты и дзоты гранаты и фугасы. Это дало результат. И японцы, поняв, что дальнейшее сопротивление бесполезно, стали выбрасывать белые флаги, выходить из своих укреплений и сдаваться в плен. Но были и хитрецы: флаг белый вы¬бросят, а выходить из укреплений не хотят. А ведь по правилам войны если белый флаг выброшен – стрелять по ним уже нельзя. Приходилось делать предупредительный выстрел из пушки. Японцам деваться некуда – не сидеть же вечно в своих укреплениях? Так удалось в кратчайший срок ликвидировать мощный японский укрепрайон. Много тогда полегло наших солдат.
Всего за месяц была разгромлена миллионная, хорошо вооруженная Квантунская армия. И 2 сентября 1945 года Япония капитулировала. А после окончания войны Степан Александрович прослужил в армии еще семь лет. Демобилизовался только в 1952 году и уехал с другом в Рыбинск. Работал слесарем-монтажником на кабельном заводе. Здесь встретился с симпатичной девушкой Ниной, влюбился, а в 1953 году сыграли свадьбу. В том же году в Рыбинск приехали родственники Нины Ивановны из Карелии и сманили молодоженов поехать с ними строить в Карелии ГЭС. На строительстве Степан Александрович проработал слесарем-монтажником четыре года, после чего переводом был направлен строить Мамаканскую ГЭС на севере Иркутской области. В 1964 году, после окончания строительства ГЭС в Сибири, Степан Александрович направлен в наш город на строительство Зейской ГЭС. В Зеягэсстрое супруги проработали с 1965 по 1978 год: Степан Александрович – слесарем-монтажником, а Нина Ивановна – штукатуром-маляром, после чего ушли на заслуженный отдых. Супругам уже за восемьдесят, но они только пару лет назад отдали внукам дачу, на которой с удовольствием выращивали картофель, овощи, ягоды. Но маленький огородик все же есть рядом с домом во Временном.
Болтуновы вырастили и воспитали двоих замечательных сыновей. Сейчас живут вдвоем в благоустроенной двухкомнатной квартире, на жизнь не жалуются, пенсией довольны.
– Главное, – говорят они, – было бы здоровье да пожить бы ещё подольше. А вот здоровье у Степана Александровича в по¬следнее время начало шалить: беспокоят часто головные боли, стал плохо слышать, да и память уже совсем не та, что была раньше. Зато зрение не подводит. Своё долголетие Степан Александрович объясняет тем, что он никогда не курил, а алкоголь употреблял только по большим праздникам и понемногу. К этому можно добавить ещё и то, что по характеру он – оптимист: любит жизнь и людей, добрый и очень скромный.
Вот такой он, Степан Болтунов: воевал, участвовал в строительстве трех ГЭС, хороший семьянин. За свои ратные и трудовые подвиги он награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями: «За победу над Японией», «Ветеран труда», юбилейными медалями.
Степану Александровичу – 85 лет. Зейский горрайсовет ветеранов желает ему хорошего здоровья и благополучия.
Николай САЧКОВ.
Фото из архива 
семьи Болтуновых.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник
 
 
 
 

Подробнее...