Болит душа за наших мальчиков

Две сестры – Лариса Залесова и Валентина Калинина, связали 37 жилетов и 45 шапок для мобилизованных ребят. Все вещи – из шерстяной пряжи или мохера, теплые, легкие и универсальных размеров. На этом женщины не остановились. Ждут поступления пряжи, чтобы продолжить работу и вновь с гуманитарным грузом отправить посылки на полигоны, где проходят подготовку мобилизованные, и в зону боевых действий.
Лариса и Валентина – пенсионерки, обе имеют вязальные машины. Стаж вязальщицы у Ларисы уже около 40 лет, Валентина, благодаря сестре, приобщилась к этому виду рукоделия лет двадцать назад.
Сестры родились и выросли в многодетной семье из Алгача. Их девичья фамилия – Лицай, досталась им от отца, Геннадия Николаевича, родственники которого были выходцами из Китая.
Счастливый брак Геннадия Лицая продлился недолго. Вскоре он осталяся с двумя малолетними дочками. Жена умерла от неизлечимой болезни. Два года мужчина вдовствовал. Валентина и Лариса вспоминают, как он заводил им будильник на 12 часов, а они нетерпеливо ждали звонка, чтобы бежать на обед в леспромхозовскую столовую, где их баловали повара, подкладывая блинчики, сдобренные сметаной. Отец работал в леспромхозе пилоправом.
Спустя время отец женился на Вере, у которой был сын, ровесник Валентины. Позже в семье родилось еще четверо детей. А когда у Веры Семеновны умерли брат и невестка, они приняли на воспитание и их троих детей.






«Такая вот у нас большая семья, – смеется Лариса Геннадьевна, – мы росли в любви и заботе, а приемная мама стала нам совсем родной. Благодаря родителям мы до сих пор дружны. От мамы переняли доброту, усидчивость. Папа учил быть трудолюбивыми. Как только подрастал младшенький и мог занести полено в дом, он тут же приобщался к общему труду».
В хозяйстве насчитывалось более десятка крупного рогатого скота, примерно столько же поросят, имелась птица. Отец был охотником, рыбаком. Поэтому в доме всегда был достаток. Но никому не позволялось сидеть без дела.
«Так как мы с Валей были старшие, папа учил всему, что умел сам. Когда я была в пятом классе, купил швейную машинку. Мы распарывали старые вещи, делали по ним выкройки, так я научилась шить одежду младшим детям. Отец учил подшивать валенки, шить унты и приговаривал: несмотря на то, что мы девочки, жизнь может повернутся так, что все это и пригодится когда-то. Мама и соседские женщины подсказывали что-то по вязанию. Поэтому в детстве мы многому научились», – вспоминает Лариса Геннадьевна.
О своих родителях говорят: «Они золотые». И вспоминают: отец никогда не садился за стол со всей семьей. Ему казалось, что не достанется детям. А ребятня, обедая, под столом толкала друг друга, особенно когда были жареные грибы (папа их обожал), чтобы осталось побольше для отца.
Многие дети в семье Лицай получили высшее образование, их никогда не делили на родных и приемных. И сейчас дружное семейство (все, кто остались в Зее и Зейском районе: родители, дети, внуки) на праздники и дни рождения собирается за большим столом. Коллективом готовят всякие вкусности, а потом весело проводят время.
«У нас есть семейный совет, на который приглашаются и большие, и маленькие. Потому что мы должны быть вместе не только в радости, но и горе.
Валя жила под Николаевском-на-Амуре. И в трудные
90-е, когда закрывались предприятия, они с мужем остались без работы. Мы приняли решение перевезти их в Зею. Взяли кредит, купили квартиру. И дружно рассчитались с долгом, причем, когда подходило время очередного платежа, даже если у кого-то не было денег, занимал, но свою долю вносил вовремя».
У Ларисы и Валентины все родные, близкие, знакомые ходят в вещах, которые женщины сделали своими руками. Обе – мастерицы и щедрой души люди.
Лариса показывает на окна: «Сама сшила шторы с ламбрекеном, – рассказывает она, – в советские годы приобрела вязальную машину отечественного производства, потом поменяла на японку. Не люблю ширпотреб, нравится, чтобы в каждом была индивидуальность. Мне хочется помогать детям, чтобы они были не такие как все».
Валентина – тоже рукодельница. Занимается макраме, фоамераном, квиллингом. Пять лет назад старшая сестра помогла приобрести другую вязальную машину. Она была в нерабочем состоянии, но после ремонта исправно работает. Теперь дети и внуки Валентины тоже ходят в красивых вязаных вещах.
До самой пенсии сестры проработали в Зейской больнице. Лариса – заведующей детской молочной кухней, затем сестрой-хозяйкой в реанимационном отделении, Валентина – санитаркой в операционном блоке.
«У Ларисы сын – Геннадий Залесов, работает анестезиологом в реанимационном отделении, – рассказала Валентина, – и мы, конечно, знали, что наши врачи Дмитрий Александров и Иван Миничев ушли добровольцами на военную операцию. Мы тут же захотели связать им теплые водолазки. Потом в соцсетях увидели, что солдатам требуются зимние вещи. Решили: нам под силу помочь и другим ребятам».
Посовещавшись, сестры пришли к мнению: манишки – не практично. Поэтому разработали модель жилета с горловиной. Неделю по 12 часов проводили у вязальных машин. Сперва связали жилеты, из остатков пряжи – шапки.
Когда заказывали шерсть у поставщиков из Хабаровска, те, узнав, на какие цели она пойдет, выслали товар по закупочной цене, что было в два раза дешевле. А Ирина Сизинцева из Благовешенска отправила пряжу совершенно бесплатно.
«Мы уже в возрасте под 70, но хоть чем-то хочется Родине помочь. Ведь там наши мальчики, душа за них болит», – увлажняются глаза у Ларисы.
«Наши сыновья, братья ушли воевать, а мы почему просто так должны сидеть, – продолжает Валентина, – в Великую Отечественную войну всем миром помогали фронту, сами в тылу сидели впроголодь. И как совесть у людей позволяет еще в социальных сетях писать что-то плохое.
Мы сейчас должны сплотиться, пусть даже у них там все есть. Это частичка нашего тепла. Я знаю, что ребята благодарят за заботу. Пусть носят, пусть им будет тепло, лишь бы все домой вернулись с победой».
На этом акция сестёр не закончилась. Они ждут поступления новой партии пряжи и продолжат вязать вещи для солдат.
Марина Тишкова.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...