Военные письма: летопись чувств

Всё дальше от нас уходят “сороковые, роковые”. Россия давно отпраздновала знаменательную дату – 65-летие Победы в Великой Отечественной войне.
Что мы знаем о них?
Иногда я думаю: “Что современные дети знают о войне?”. Мы смотрим кинофильмы, читаем художественные произведения о подвигах, посещаем музеи, но не имеем возможности побеседовать с ветеранами, да и мало осталось в живых тех, кто не из книг, не понаслышке знает о войне, кто сам испытал ужас тех лет.
В школьном музее я увидела письма фронтовиков, которые меня заинтересовали. Великая Отечественная война не обошла стороной ни одну семью, во многих есть погибшие родные и близкие. Ветераны хранят дорогие реликвии – воинские и трудовые награды, фотографии, письма. В военкоматах, музеях тоже хранятся солдатские письма, которые из-за нехватки бумаги и конвертов делались так: из тетрадной или газетной страницы складывался квадрат, затем он сгибался в треугольник, прямоугольник или ромб. Оставшимся язычком письмо закреплялось, чтобы ненароком не распечаталось. На одной странице школьным пером или химическим карандашом писался текст, а на другой – адрес. Марок и конвертов не требовалось, все расходы почта брала на себя. Переписку вели родители с детьми, ушедшими на фронт, выпускники школ с учителями, невесты с своими любимыми. В них столько нерастраченной любви, столько нежности и тоски, что они – лучший роман о любви.
“Выбьем гадов”...
При всех сложностях солдатской судьбы воины сохраняли самые тёплые воспоминания о друзьях и об учителях как об одной большой семье, стремление не уронить чести своей школы. Гордыми, высокими чувствами наполнены письма выпускников. Юношеские увлечения, мечты, планы – всё отступило перед суровой необходимостью быть в данный момент просто солдатом Отчизны.
“Крепче и лучше поставьте оборонную работу в школе, а мы здесь выбьем гадов, как бы они ни оборонялись”, – пишет директору Зейской средней школы Иосифу Адрианову младший лейтенант Николай Осипов 11 июня 1942 года.
Послание любимой
В архиве Сергея Макрецова, нашего земляка, хранились письма, адресованные его невесте Саше Клепиковой. Вот строки из его посланий: “Любимая моя... Душа через край наполняется жизнью, воспоминаниями о тебе, желанием быть вместе. Как хороша жизнь, какое счастье любить тебя! Я думаю о нашем будущем, каким мы его построим. Оно будет счастливым и безоблачным. Скорее бы кончилась эта бойня, тогда всё поправим общими силами. На этом, милая Сашенька, заканчиваю писать. Будь здорова, счастлива. Твой Серёжа. 3 апреля 1944 г.”. “Здравствуй, дорогой друг Павлик! – пишет невеста нашего земляка Павла Таюрского. – Прими мой пламенный сердечный привет и самые наилучшие пожелания в твоей жизни. Желаю тебе быть отличным офицером и вместе со своими подчинёнными приблизить великий час – час нашей встречи. Не может быть, чтобы мечта не осуществилась, я почему-то твёрдо верю в эту встречу. Это будет счастливый час, самый лучший в жизни”.
Читая письма, я понимаю, что в них не описываются взаимоотношения между бойцами и командирами, не содержатся жалобы на нехватку продуктов питания и патронов. В письмах нет критики власти и командования.
Ненавистная похоронка
Нелёгкая доля выпала на плечи почтальонок. Они первыми принимали к сердцу всплески бесконечной радости или беспредельного горя. В четырёх письмах радость, а в пятом – похоронка, написанная канцелярским почерком на специальном бланке. Некоторые извещения писались карандашом на простом листе бумаги.
Пряча глаза, не находя слов утешения, почтальоны чувствовали свою невольную вину за письмо-извещение о смерти.
Пенсионерка Вера Гусевская вспоминает о своём военном детстве, проведённом в деревне Кивда Амурской области: “В классе учились дети из разных семей: и дети начальства угольной шахты (руководители не отправлялись на фронт), и дети из тех семей, в которых отцы и братья воевали. Наши одноклассники получали похоронки, мы в школе плакали вместе, сочувствовали ребятам”.
В Зейском военкомате до сих пор хранятся сведения о рядовом, сержантском и офицерском составах Советской армии, о тех, кто не вернулся с фронтов Великой Отечественной войны или пропал без вести. Большая часть этих документов – похоронки. Некоторые документы уже так ветхи, что грозят рассыпаться на глазах. Они собраны и подклеены в папки, которых в райвоенкомате насчитывается более десятка. Это и понятно: только на 29 сентября 1972 года число зарегистрированных погибших составило 2128 человек.
Привет с передовой
Зейские школьники тоже вели переписку с бойцами. В посланиях звучала вера в стойкость воинов, надежда на скорую победу, в них содержались рапорты бойцам и командирам, выражалась готовность всеми силами помогать фронту. Вот, например, письмо бывшего секретаря зейского райкома партии летчика Балюнова, который пишет: “Дорогие ребята! Вчера получил ваше письмо и первомайские подарки. Этот день для меня и всех лётчиков нашей части был большим и радостным. Да и как не радоваться, если подарки получены от юных патриотов далёкого таёжного Зейского района... От всей души благодарим вас. В ответ на ваши пожелания обещаем ещё лучше драться и беспощадно уничтожать фашистских стервятников.
Вы спрашиваете, что вам нужно делать, чтобы мы быстрее разгромили врага. Учитесь, ребята, ещё лучше, будьте все отличниками учёбы, воспитывайте в себе твёрдость характера, честность, мужество, любовь к труду. Учитесь ненавидеть врага всей душой”.
А вот, например, к своим землякам – трудящимся города Зеи – обращаются бойцы Северо-Западного фронта (1942 год): “Дорогие товарищи зейцы! В дни суровой опасности каждый из нас, вы – в глубоком тылу, а мы – на передовой линии фронта, живёт одной мыслью: быстрее уничтожить фашистское зверьё, опоганившее нашу землю. Поэтому и обращаемся к вам, товарищи зейцы: крепче держитесь на достигнутых рубежах трудового фронта! Ни шагу назад!
Командир взвода Николай Кулешов, бойцы Стрельников, Никишев”.
Человеческая цена Победы
За потемневшими, оборванными и полуистлевшими листками стоит невероятно огромная человеческая цена Победы. Вечно живые в письмах, они: солдаты, колхозники и рабочие, взрослые и дети, мужчины и женщины, наши родные и близкие – ясно знали и написали нам из прошлого, за что отдали жизни и здоровье.
К письмам военной поры необходимо чаще обращаться моему поколению. Их можно и нужно перечитать как летопись чувств, как хронику боя, потому что они воспитывают уважительное отношение к исторической памяти нашего народа, к ветеранам войны, традициям нашей Родины, к нравственным устоям русского народа.
Аня Тубельцева,
ученица школы № 4.
г. Зея.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник
 
 
 
 

Подробнее...