Осторожно: хамство
Письмо, пришедшее в редакцию "ЗВ", поднимает проблему, с которой в последнее время мы сталкиваемся все чаще и чаще. И касается она нашей правовой безграмотности, хотя нет, тут дело не только в этом, вернее, не столько в этом. Прочитав его, кто-то скажет: "Надо было договор заключить, и все было бы тип-топ. Сама виновата!". Но менталитет у нас, что ли, такой: привыкли доверять друг другу, привыкли жить по пословице, что уговор - дороже денег. Да и что в этом плохого? Ведь жили же наши деды и прадеды по этому принципу, и неплохо жили. По крайней мере, уважение и сострадание друг к другу было. Почему же мы отступили от этих принципов, что с нами происходит? Теперь все чаще и чаще запросто можем пройти мимо плачущего ребенка, запросто обидеть старика, нахамить, обругать друг друга и продолжать жить дальше так, как будто бы ничего и не случилось. Кто-то возразит: и раньше такое было. Было. Но не в таких масштабах.
Письмо пришло из Благовещенска, от имени родных Людмила Татаринцева пишет:
"Поводом обратиться в "ЗВ" послужила сильная обида за родного человека - нашу маму Анну Алексееву. Никогда бы не подумала, что нам, детям, внукам и правнукам, придется встать, в полном смысле этого слова, на защиту нашей мамы и бабушки от хамства, проявленного в отношении нее штукатуром-маляром, которую она наняла побелить свою квартиру.
Около 60 лет мама проживает в Зее. Люди старшего поколения знают и помнят ее. Работала инструктором райисполкома, директором хлебокомбината, начальником автовокзала, была председателем профкома Зейского АТП. Люди уважали ее еще и за то, что она никогда не позволяла себе обращаться с ними грубо, а тем более употреблять в своей речи нецензурную брань.
После ухода из жизни нашего папы мама уже шесть лет живет одна. Пока позволяло здоровье, справлялась с домашними делами сама. По мере возможности мы стараемся помогать ей. Но у каждого из нас своя семья, работа, в общем, как у всех - житейская банальщина, тем более что я с семьей живу в Благовещенске. Поэтому мама стала нанимать так называемых в народе "помогаек", которые могли сделать непосильную для нее работу. Кто за спасибо, кто за умеренную для ее пенсии плату. Спасибо им.
Теперь мы подошли к событиям, которые возмутили нас до глубины души и побудили написать это письмо.
Минувшим летом мама решила сделать ремонт. А какой ремонт без побелки? Знакомые дали ей телефон Натальи, проживающей в социальном общежитии для одиноких и престарелых людей, которая предлагает свои услуги по побелке и представляется как штукатур-маляр. Та пришла, посмотрела фронт работ и назначила за побелку цену в размере пяти тысяч рублей. 16 августа со своей помощницей Олей она приступила к работе. Начали работу утром, а закончили, когда на улице стало смеркаться.
Дальше пишу со слов мамы: "Я приготовила ужин, накрыла на стол. Девчата к тому времени уже работу закончили. Вижу, что по стенам разводы идут. Стала им говорить, что побелено плохо, но Наталья меня убедила, что вечером видно плохо, да и побелка еще не просохла, а вот до утра просохнет и все будет нормально. Ну а если что не так, чтобы я ей перезвонила.
Мне нет чтобы попридержать деньги до утра и сказать: вот утром - посмотрим, а потом рассчитаемся, но она меня как-то убедила. И я ей поверила и отдала деньги. Накормила ужином (и обедом в этот день кормила тоже), дала лекарство для внука и два кабачка со своего огорода. Расстались мы по-хорошему.
Утром при дневном свете я увидела, что побелено плохо, и позвонила Наталье, попросила ее прийти, посмотреть на свою работу и по возможности либо перебелить, либо вернуть часть денег. На что она ответила, что ей сейчас некогда и, вообще, куда я смотрела вчера вечером, когда принимала работу? Я сказала, что побелка выполнена некачественно и кто бы другой на моем месте потребовал бы все деньги обратно. Но так как они потратили целый день, то пусть оставит себе за работу две тысячи, а три - вернет мне назад, потому что надо будет опять нанимать человека, чтобы все перебелить".
Вот с этого дня и начались проблемы. Наталья отказывалась вернуть деньги".
Далее автор подробно описывает ситуацию, с которой пришлось столкнуться Анне Станиславовне, чтобы вернуть деньги, выплаченные за отвратительно выполненную работу (а что побелка была отвратительная, я убедилась в этом лично - прим. Т.Т.). Далее Людмила Игоревна пишет:
"23 августа она (Наталья) принесла две тысячи. На вопрос: "А где еще тысяча?" - было сказано, что деньги будут тогда, когда мама заберет письмо из редакции, и, вообще, денег у нее сейчас нет, и она принесет их 30 августа".
Но ни в назначенный день, ни позже денег Анна Станиславовна так и не увидела. Зато услышала по телефону в свой адрес грубую брань: "...отборными матами эта женщина, не стесняясь маминого возраста, "тыкала" и обзывала ее. Кричала, что никаких денег она от нее не получит и не докажет, что именно она у нее белила, потому что никаких бумаг, то есть договоров, не подписывала. Мама не ожидала такого поворота событий. Из-за своей растерянности от такого обращения, нерешительности предпринять какие-то действия и неготовности постоять за себя она просто заболела. Бессонные ночи, высокое давление, жгучая боль в сердце - сопровождают ее теперь. Она никак не может успокоиться. В голове крутится один и тот же вопрос: "За что?". В жизни она сама никогда не позволяла так поступать с людьми".
Испытывая горечь и боль, как физическую, так и нравственную, ища хоть какую-то защиту и поддержку, Анна Станиславовна позвонила дочери в Благовещенск, рассказав всю эту омерзительную историю. Дочь, связавшись с горе-мастером по телефону, тоже не смогла ничего добиться, кроме оскорблений в свой адрес.
"И последнее, - пишет Людмила Игоревна, - Наталья утверждает, что мама ничего не докажет, так как не подписывала договор. Так вот это и не обязательно! Достаточное количество людей видели ее в этот день за работой, а потом и ее "работу". Но мы не "жаждем крови", да и мама уже смирилась с этой потерей. Мы не обеднеем, но, как нам кажется, и Наталья не разбогатела от таких "громадных деньжищ".
Хочется обратиться к людям, которые позволяют себе хамить. Они рядом с нами - в поликлиниках, в магазинах, в учреждениях, в транспорте, да где угодно! Этого хлама везде полно. "Дорогие" хамы! Поймите, что намного приятней, когда вас любят и уважают люди, с которыми вам приходится сталкиваться по жизни, неважно - знаете вы их или нет. Напрягитесь, переступите через свое хамство, проявите обаяние, покажите умение общаться с людьми красиво и культурно, откройте свое сердце навстречу им. Вы увидите, как ваша жизнь заиграет яркими красками и появится желание жить в любви и делать добро".
Письмо читала
Татьяна Тарасова.
Фото автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...