Приросла корнями
Ольга БЕЛОБОРОДОВА не представляет, как она могла бы жить в городе. Иногда, правда, по надобности выезжает в райцентр, но городская суета утомляет. Ей гораздо спокойней в своем селе. В доме Ольги Владимировны пахнет сдобой, наваристыми щами и еще чем-то до боли знакомым, возвращающим в детство. Как у моей бабушки, которая жила в сибирской деревне и баловала внуков вкусностями, когда они приезжали к ней на каникулы.
Ольга Владимировна и Петр Иванович сейчас живут вдвоем. Дочки давно выросли и выпорхнули из родного гнезда. Но супруги, как и в былые годы, продолжают держать хозяйство.
– Нам говорят, вы вдвоем, зачем вам это надо, – рассказывает Ольга Владимировна, – а я не могу расстаться с хозяйством. Сейчас у нас корова, два быка, четыре свиньи. Масло, творог, сливки – всё свое. В магазине ничего не покупаем, кроме муки, сахара, соли. Люди какие-то баночки, пакетики покупают, а я даже и не знаю, что это. Никогда не пробовала, да и не хочется питаться ненатуральными продуктами. Колбасу, сосиски вообще не покупаю. А когда в гости к людям прихожу и вижу у них на столе молоко в тетрапакете, я их жалею. Что это за продукт такой, у которого срок годности шесть месяцев?
Ольга Владимировна работала в детском саде няней, а потом больше десяти лет – поваром. Готовила ребятишкам вкусные завтраки, обеды и ужины. Кстати, и молоко свое в детсад сдавала. По её мнению, после длительного застоя сейчас хоть какое-то внимание стали обращать на деревню. Людям, которые занимаются сельским хозяйством, стали оказывать поддержку. Область субсидии выплачивает на дойных коров. А районное начальство позаботилось о дешевых кормах.
Летом в усадьбе Ольги Владимировны роскошный цветущий сад. Они с мужем успевают обработать 20 соток картофельного поля. А на восьми сотках сажают тыкву. Сами готовят сено. Для этих целей у них имеется трактор выпуска 1954 года. Однажды к ним приехал внук из Орска. И кто-то из родственников в шутку обронил: «Да на этом тракторе еще Ленин вы¬ступал». Мальчишка в сочинении «Как я провел лето» написал, что у бабушки с дедушкой имеется раритет, связанный с вождем революции 1917 года. Теперь в семье часто подшучивают над доверчивым внуком.
Выходных и праздников у Белобородовых не бывает. И хоть у обоих есть проблемы со здоровьем, в любой день при любой погоде – подъем до зари. Иногда так до вечера утопчутся по хозяйству, что ног под собой не чуют. Но считают, что жизнь и здоровье – в движении. А если бы перед телевизором сидели, то и болячек бы больше было.
– Хозяйство и помогло выжить в трудные 90-е, – вспоминает Ольга Белобородова, – дочек надо было учить. Продавали молоко, мясо. Приезжали скупщики, приходилось отдавать всё за бесценок. Но это были хоть какие-то деньги, ведь тогда и зарплату толком не платили.
В настоящее время излишки продукции тоже некуда сдавать. Хозяйство «Александровское» в отдаленный Поляковский не выезжает. Поэтому Ольга Владимировна продает молоко односельчанам, по-прежнему сдает в детский сад. Передает продукты в Зею младшей дочке. Недавно отправила с братом для хабаровских родственников домашнюю колбасу, соленое сало, мясо, фарш. Наслушалась благодарностей: никогда, говорят они, такой вкуснятины не ели.
– Жалко, что поселок пустеет, – сокрушается Ольга Владимировна, – раньше у нас большой клуб был, школа. В дет¬ский сад ходило 60 ребятишек. Я сама там работала, а дочку устроить не могла, она с бабушкой сидела. Понимаю, что жизнь в Поляковский вдохнуло бы какое-то предприятие, чтобы для людей была работа. Но лес в округе выпилили, леспромхоз закрылся. Молодежь уезжает. Вот и наша соседка по дому надумала в Зею переезжать. Одни мы во всем бараке останемся. Но с насиженного места не съедем, проросли мы здесь корнями.
Марина ТИШКОВА.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...