Но как без бани на селе прожить?

В разгар зимы в Овсянке прекратила работу баня. В редакцию “ЗВ” сообщила об этом жительница села, безуспешно пытающаяся попарить косточки в стужу.
– В последнее время, – пояснила она, – банный сезон у нас открывается во второй половине октября, а сейчас и зимой не стало возможности помыться.
Когда начался новый год, мы один раз в бане помылись, а когда пришли на следующей неделе, увидели объявление, что баня закрыта по техническим причинам. Думали, причина в неисправности кочегарки, но жители домов, которые получают от неё тепло, сказали, что у них с отоплением всё в порядке.
Глас народа
В беседе с жителями Овсянки выясняется, что пока на улице тепло, люди хоть как-то перебиваются: моются в летних душах, установленных во дворах и огородах. Но в октябре под душ в дощатой, продуваемой ветром будке уже не полезешь. Но мыться где-то всё равно надо, а потому народ осенью регулярно простывает. Все ждут открытия бани с нетерпением, но радость продолжается недолго – уже в апреле банный сезон заканчивается. Апрель же в наших краях – месяц суровый, а потому до наступления устойчивого тепла люди переходят на мытьё в тазиках.
В общем, выходит, что возможность помыться по всем правилам многие жители села получают (вернее получали) всего шесть месяцев в году. Ведь не у каждого есть персональная баня, а в тазике особо не намоешься.
– Звоним в контору поселкового предприятия ЖКХ, – жалуются собеседники, – а там говорят, что к работе бани не имеют никакого отношения. Обращаемся в сельский Совет, но нам отвечают, что вопросы работы бани решает собственник этого учреждения, а не сельские власти. Как быть?
Разговаривали с предпринимателем, которая выкупила баню, а у неё один ответ: “Мне невыгодно организовывать банные услуги”. И что нам теперь, грязью зарастать? И так стоимость билета для пенсионеров в этом году подняли до 150 рублей. Для деревни это немаленькие деньги. Если местные власти не в состоянии решить вопрос, то придётся обращаться к губернатору. Может быть, он поможет.
Пивбар вместо парилки
– Сейчас в бане работает вместо парилки пивбар, – пояснила истопник кочегарки, которая отапливает баню и четыре жилых дома. – Был здесь магазин, но владелец ушёл. Даже парикмахерская, которая в здании находилась много лет, сменила место прописки.
А на содержание бани у владелицы денег нет. Вот эти дрова, которые лежат возле кочегарки, принадлежат нашей организации (ООО “Овсянка” – прим.
Г. Ф.). Коммерсантка дрова привозить перестала. Те, что привезла осенью, давно закончились.
По словам мужчины, в банные дни (суббота и воскресенье) приходит по 15–20 человек, желающих помыться, но, подождав, вынуждены возвращаться домой.
– Затопить парилку недолго, – поясняет собеседник. – Но не мне решать эти вопросы. Есть глава села, районные власти. Пусть думают, как сделать для людей лучше. Своих односельчан я прекрасно понимаю. Как можно жить, не имея возможности помыться? Я пятый сезон работаю и не припомню, чтобы посреди зимы баня переставала работать.
Наверное, пивбар проще содержать. “Гужуются” здесь с шести часов вечера до шести утра. Даже в кочегарке перегаром воняет. Все углы обгадили. А на доброе дело – дать людям возможность помыться – денег нет.
Билет – не ниже тысячи
Известно, что сколько людей, столько и мнений, и каждому его позиция представляется самой правильной. Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, вместе с первым заместителем главы Зейского района Андреем Ложечкиным направляемся в село.
Сейчас баню арендует Татьяна Пивень. Почти сразу же после подписания договора приступила к обустройству раздевалки, помывочного помещения, парилки. По её словам, вложила в это около 850 тысяч рублей. Судя по тому, что уже сделано, баня должна была стать не только местом гигиены и чистоты, но и радовать глаз посетителей: почти целиком обшиты стены, закуплены новые шкафы для одежды, банные скамейки. Планировалась даже установка бассейна.
Для того чтобы подчеркнуть контраст, Татьяна Владимировна показывает неприглядные фрагменты стен, которые были здесь до реконструкции, изъеденные ржавчиной трубы отопления.
Содержание бани – занятие не из дешёвых. Известно, что их число сокращается даже в крупных городах, где посещаемость значительно выше, чем в сёлах. По расчётам арендатора, стоимость входного билета, которая в этом году поднялась до 150 рублей, положение не спасает, и работать приходится себе в убыток. Платить нужно за тепло, дрова, откачку септика, электроэнергию, вносить арендную плату и начислять заработную плату сотрудникам...
– А сколько упрёков я наслушалась от односельчан после повышения цены, – делится с нами женщина. – Кто-то, может, и понимает, что это – неизбежность, но многие считают, что она непомерно высока.
По её словам, произведённые расчёты свидетельствуют, что стоимость помывочного билета должна быть в пределах одной тысячи рублей. И это только если поддерживать уровень самоокупаемости и не вести речь о развитии. Но даже после повышения цены билета со 120 до 150 рублей число посетителей значительно сократилось. Чего уж там вести разговор о тысячах.
Сгубил технический прогресс
– Было бы народу побольше, – рассуждает глава сельсовета Олег Рожковский, – то, может быть, и получилось бы свести концы с концами. Но посещаемость бани за последние годы резко упала.
По мнению Олега Леонидовича, этому способствовало несколько факторов. В кризисные 90-е годы многие жители села стали обзаводиться собственными банями. Понятно также, что и благосостояние пожилых людей оставляет желать лучшего. Поспособствовало падению популярности общественной бани и то, что всё чаще в Овсянке (и не только в ней) жители стали оборудовать септики и устанавливать водонагреватели, санузлы, душевые кабины. Зачем обладателю всех этих прелестей идти в баню?
А было время, вспоминает глава села, когда приходилось занимать очередь и сидеть в ожидании. Но в ту пору баня принадлежала леспромхозу, стоимость билета – копеечная, а жителей в селе было не в пример больше нынешнего.
Ни муниципалитет, ни сельсовет не вправе тратить на ее содержание бюджетные средства. Около трёх лет баня “висела” на ООО “Овсянка”, принося предприятию убытки, но в конечном итоге от неё пришлось отказаться.
Какой выход из создавшегося положения, и существует ли он? Построить небольшую баньку по бюджетному варианту? Но для этого тоже нужны средства. Переоборудовать под неё подходящее строение? Но в селе таких объектов нет, считает Олег Рожковский.
В качестве временной меры поддержки арендатора можно обратиться к руководителям предприятий и организаций с просьбой выделить дрова на отопление. Но это вряд ли спасёт заведение.
Может быть, будут предложены ещё какие-то варианты выхода из положения? Если руководство района найдёт их, мы непременно расскажем на страницах “ЗВ”.
Григорий Филатов.
Фото автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...