Грязный вопрос

Больше месяца жители обращают внимание природоохранных структур на то, что реки в Зейском районе превратились в мутную жижу. Невольно вспоминаются советские времена, когда, несмотря на устаревшие по сегодняшним меркам технологии, золотодобытчики вели работу в соответствии со всеми экологическими требованиями. Наверняка эти требования не сильно изменились с тех пор, но почему их не выполняют? Затратно, не хватает мощностей, чтобы возвести все защитные горнотехнические сооружения? Вроде проверяют, штрафуют, а реки от этого прозрачней не становятся.
Заглянули на ручеёк
Почему возникли эти вопросы? В ходе рейда Зейского межрайонного отдела рыбоохраны, куда был приглашен корреспондент "Зейских вестей сегодня", нам удалось побывать на одном из участков золотодобычи.
Раннее утро. Наша задача – выявить нарушения в водоохранных зонах рек и ручьев. Немного отъехав от города, на озере Лунгинском инспектор видит рыбака на лодке. Рыбачит себе дядька, что тут такого? Но наметанный глаз определяет, что мужчина ловит рыбу не на удочку или спиннинг, а расставил поперек озера сеть. К тому же машина припаркована прямо в водоохранной зоне. Конечно, рыбак свои секреты открывать не стал и даже с середины водоема нагрубил проверяющему, поэтому пришлось сделать звонок в дежурную часть полиции.


Далее вплоть до Умлекана ни рыбаков, ни отдыхающих не наблюдается. Но проехать мимо реки нельзя. Во-первых, из-за плаката с призывом: "Люди, спасите", а во-вторых, из-за того, что это сейчас не река вовсе, а поток глинистой жижи.
Километрах в 30 от моста, выше по течению Умлекана, на его притоках, ведет работу ООО "Россзолото". В прошлом году предприятие было оштрафовано на 200 тысяч рублей за нарушения, выявленные Зейским отделом рыбоохраны. Сразу возникает мысль, что и сейчас грязь в Умлекане – дело рук золотодобытчиков.
К проверяющему присоединяется участковый уполномоченный из Умлекана Дмитрий Гаврилин. Такой небольшой компанией подъезжаем к участку. На водоемы не проехать: шлагбаум извещает, что это частная территория "Россзолота" и охранник открывать его без разрешения руководства не собирается. Томительное ожидание, и вот появляется делегация во главе с директором Юрием Сердюком. Избитые фразы: "Проверок без предупреждения быть не должно", "Не имеете права кошмарить бизнес", "На территорию производства работ посторонним вход и въезд запрещен".
Подъехавший чуть позже начальник участка Армен Хачатрян заявляет, что нарушений у них нет. Наконец разрешают проследовать на полигон с оговорками: "Не снимать технику, агрегаты, обследовать только водоохранную зону ручьев".
Третья проверка
Когда разговор заходит о прошлогодних нарушениях, Юрий Сердюк поясняет, что нынче нарушений нет, предприятие работает в соответствии с требованиями законодательства.
– Вы, как руководитель, утверждаете, что это не ваша грязь? – задаю вопрос.
– Это не наша грязь, – подтверждает Юрий Николаевич, – мы не моем прямотоком. На участке есть руслоотводная канава для ручья Отрадного, которая в обход горных работ за пределами полигона впадает в прежнее русло. Проводим лесовосстановление, рекультивацию. Что от нас требуется и положено по закону, мы делаем. Возможно, еще кто-то нелегально работает на притоках Умлекана. А так как у нас оформлена лицензия, договор, поэтому с проверками едут к нам. А незаконника как обнаружить? Чтобы посмотреть космическую съемку, надо заплатить от 200 долларов до трех тысяч за один снимок, а он еще должен по дате и времени совпасть. Заметьте, что у нас в этом году уже третья проверка. На прошлой неделе были представители Росприроднадзора. Отбирали пробы, без нашего представителя. Результаты пока не знаем. Но мы и сами ведем постоянный мониторинг по воде. Заключили договор с гидрохимической лабораторией в Зее, куда ежемесячно сдаем пробы. Я ответственно заявляю, что на нашем участке нет отравляющих веществ, разлива ГСМ, не было аварийных ситуаций.
Отрадный – в новом русле
После обследования водоохранной зоны инспектор рыбоохраны Павел Батырев делает заключение: в сравнении с прошлым годом, старатели исправились.
– Есть руслоотводная и даже нагорная канава, которая препятствует стеканию воды на полигон, – отмечает Павел Николаевич, – видно, что руслоотводная запущена недавно, еще не промыла русло до прозрачности, течет со взвесью. Но это не та грязь, что в Умлекане. Нужно отметить: сделано всё в соответствии с проектом. Под промывочным прибором чисто. А в прошлом году в водоохранной зоне проводились ремонтные работы, были разливы нефтопродуктов, стояла заправочная емкость на урезе воды. То, за что наказали в прошлом году, нынче они исправили. Сброса воды в ручей нет, и забор воды напрямую не идет.
На полигоне размеренно жужжит техника, делая заготовку породы. Остойники и накопительные котлованы пока сухие, так как промывка здесь началась 28 мая, и воды пока много не требовалось. Вот это и удивило. Если на этом полигоне порядок, то кто мутит воду? Ведь жалобы были уже с середины мая.
Отечественный УАЗ, который не боится грязи, доставляет нас к другому притоку Умлекана – на ручей Дорожный, где "Россзолото" закончило работу в прошлом году. Здесь тоже пустые отстойники, а на дне русла самого ручья видны песок и камни. Тоже все в пределах нормы, за исключением того, что старатели почему-то более чем на полгода отложили рекультивацию, которую должны были сделать еще в ноябре прошлого года. Хотя говорят,что на предприятии имеется новый документ о продлении сроков до 2030 года.
Разгадывание загадки
Разгадывание загадки о том, кто мутит воду, еще больше часа продолжалось в кабинете главы Умлекансокого сельсовета Николая Кузьменко. Был вариант, что черные копатели, возможно, ведут нелегальную добычу где-то на притоках или предприятие с китайскими гражданами, которое не начинало работу из-за распространения коронавируса, все-таки приступило к промывке. В общем, инспекторам еще предстоит с этим разобраться.
И вот пока готовился материал, житель Ивановки, он же сотрудник гидрометеорологического поста, Владимир Титов зашел в редакцию поделиться своей болью.
– Про Умлекан говорят сейчас много, а вот об Уркане почему молчат? Ведь его тоже загубили, – сокрушается Владимир Анатольевич, – я уже и в приемную губернатора писал, но всё без толку. На ручье Стакан китайские граждане моют золото, оттуда все в Арби попадает. Малую Тынду, Островной, Обку загубили. А ведь мы на этих речках отдыхали, купались, рыбу ловили. Природоохрана отчитывается, что оштрафовали кого-то. Но мне кажется, что доказывать свою работу нужно не только деньгами, которые поступают от штрафов, а результатом, что вот, мол, после наказания и река стала чистой. Надо останавливать работу предприятиий, которые нарушают, а не штрафы выписывать, которые старатели отрабатывают за полдня. А результата мы не видим. Уже весь Зейский район загубили.
Важно
Направить письменное обращение, запрос, жалобу (в том числе и коллективную) по поводу загрязнения рек в Зейском районе любой житель может в Благовещенскую межрайонную природоохранную прокуратуру:
Адрес: 675007, г. Благовещенск, ул. Артиллерийская, 24.
Телефон 8 (416-2) 52-52-44. Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .
Контакты Зейского межрайонного отдела государственного контроля, надзора, рыбоохраны:
Адрес: 676244, г. Зея, пр. Победы, 67, каб. № 21.
Телефон 8 (416-58) 3-19-75.
Напомним, что по поводу загрязнения воды в реках следует обращаться в природоохранную прокуратуру. Служба рыбоохраны несет функцию федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, а также имеет полномочия по проверке соблюдения норм природопользования на прибрежных защитных полосах и в водоохранных зонах водного объекта.
Марина Тишкова.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...