Путь на Огорон – уже не маршрут
“По дороге зимней, скучной...”. Но дорога, по которой мы едем, не совсем зимняя (хотя чем дальше от города, тем больше снега) и не такая уж скучная, как во времена Пушкина, а потому ссылка на известное произведение не совсем правильная.
Хотя “огоронской” дорогу называть нельзя, поскольку четвёртая её часть – дорога Зея – Снежногорский.
Если сильно захотеть, то можно
В общем, дело не в названии, а в состоянии самой дороги, и здесь “с чувством глубокого удовлетворения” нужно отметить, что в последнее время дороги района становятся лучше. За слова ручаюсь, поскольку за нынешнюю осень успел проехать по всем главным районным дорожным коммуникациям. Отправляться же по ним в путь приходилось в течение последних двух десятков лет, а потому можно отметить положительную динамику в состоянии и поддержании трасс, которая наметилась около четырёх лет назад. Сейчас наши дороги всё меньше напоминают направления и всё больше становятся похожими на те, что видятся в грёзах каждому автомобилисту. Хотя, признаемся честно, до идеала ещё очень и очень далеко.
Приятно удивляет первый километр дороги Зея – Снежногорский. Здесь дорожное полотно уже не напоминает заводской полигон для испытания техники повышенной проходимости. Вместо рытвин, булыжников и скальных обнажений, через которые с трудом на черепашьей скорости пробирались автомобили, нормальное покрытие с обустроенными кюветами. Оказывается, существовало техническое решение навязшей в зубах проблемы беспрепятственного доступа горожан к источнику. Чего же людям головы морочили?
На 11-й километр дороги, где усилиями специалистов ДЭП-201 уложены трубы, вообще экскурсии можно возить. Всё сделано с учётом современных стандартов обустройства инженерных дорожных сооружений. Впечатляют склоны, засыпанные скальной породой и скреплённые специальной металлической сеткой, металлические отбойники со светоотражающими элементами. В общем, красота. Правда, первый заместитель главы Зейского района Александр Авезов напоминает, что в эту красоту “вбухано” 11 миллионов рублей. Деньги, конечно, не маленькие (такая же сумма выделена на содержание всех дорог района), но красота – страшная сила, и, полюбовавшись ещё раз на чудо районного масштаба, отправляемся дальше, в сторону Огорона.
Дорожная грамота
Чехов как-то заметил, что при определённом старании можно и зайца научить зажигать спички. Корреспондент – не заяц, но за долгие годы поездок стал немножко разбираться в том, как содержится та или иная дорога, по которой перемещают его бренное тело. Ощущения эти приходят не только через пятую точку, но и по визуальным признакам. Сначала замечал только очевидное: как очищены обочины и кюветы, отгрейдировано или нет дорожное полотно, потом потихоньку стал понимать, что профиль дороги должен иметь нужную для отвода воды конфигурацию, а в поворотах полотно должно иметь определённый уклон... Дорожная грамота стала интересной и тем приятнее, что в пути помогает её читать опытный дорожник Александр Рузиевич. Вот так преодолеваем километр за километром, беседуем о дорогах и обо всём, что с ними связано. Скоро приходим к обоюдному согласию, что с дорогами связана вся наша жизнь и они в точности отражают уровень жизни общества: чем выше культурный уровень общества – тем лучше дороги. Такая вот дорожная философия.
Сорок лет эксплуатации
– За 20-м километром, – напоминает мой попутчик, – начинается участок, который обслуживает ООО “ДРС”. Но если в прошлом году предприятие обслуживало только дорогу Зея – Снежногорский, то нынешней осенью с ним заключён договор и на содержание участка до Огорона. Сейчас поедем и посмотрим, в каком состоянии сама дорога и с каким качеством сооружены мосты.
Пока едем, пытаемся подсчитать, сколько же лет назад появилась огоронская дорога. Получается, что не меньше сорока. Строилась она как технологическая для нужд лесодобывающих предприятий, и в ту пору девиз был один: “Быстрее и дешевле”. Возведение мостов практически не велось. Через мелкие водные преграды переправлялись либо вброд, либо сооружали переправу самым примитивным способом: бросали хлысты леса вдоль русла, а сверху нагребали грунт. Так и ездили: зимой преодолевая наледи и сугробы, а летом – водные препятствия, выполняя повышенные социалистические обязательства по заготовке леса. Тогда никому и в голову не приходило, что когда-то эта дорога свяжет районный центр с бамовскими посёлками и станет едва ли не стратегической.
Ответственные на вес золота
Чем дальше к северу, тем выше уровень снежного покрова. Грейдирование дороги в этих условиях затруднено, поскольку часть снега через отвал снова попадает через дорогу. Для того чтобы добиться кондиционного качества, нужно пускать грейдер, как минимум, на два захода, но всё это деньги и горючее. В общем, хотелось бы лучше, но и то, что получилось, тоже неплохо. Едем быстро, а на крутых подъёмах на дороге разбросан шлак.
– Чувствуется хозяйское отношение директора ДРС Ростислава Лебедева, – резюмирует первый заместитель главы района. – Несмотря на скромные средства, выделенные на содержание этой дороги и не слишком мощную технику, Ростислав Тимофеевич отработал по полной программе.
К числу ответственных и надёжных руководителей, с которыми мы сотрудничаем на обустройстве этой дороги, относятся Лечи Бакриев и Виктор Елисеев, благодаря усилиям которых построены новые мосты. К сожалению, таких руководителей всё меньше и меньше, а молодая плеяда мыслит совсем уже другими категориями, где на первом месте – лёгкие деньги, а не интересы людей.
Перевести дух... до весны
Лет десять назад “Северные электрические сети” получили подряд на сооружение нескольких мостов на огоронской дороге. Мосты построили, но во время очередного половодья разбушевавшийся Дёсс, как щепки, разметал железобетонные конструкции, ещё раз доказав человеку, что стихия – грозная сила и с ней нужно считаться. Задача не просто построить мост, а сделать так, чтобы он выдержал напор воды.
– В этом году на строительство мостов были выделены средства и нам удалось построить два десятиметровых моста на снежногорской дороге и два двадцатиметровых – на огоронской.
Технические мосты сооружены грамотно с хорошим качеством, а также с учётом того, что в месте их расположения будут образовываться наледи.
По самым скромным подсчётам Александра Авезова, на этой дороге нужно построить ещё (как минимум) три моста, и тогда можно не то чтобы вздохнуть свободно, но хотя бы перевести дух.
Григорий Филатов.
Фото автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Комментарии
Так то звено к нам ни каким боком не подходит.
RSS лента комментариев этой записи