Доставка угля по воде или посуху?
Минувшим летом вместе с первым заместителем главы Зейского района Александром Авезовым мы побывали на речном причале в районе посёлка Юбилейного. Разваливающееся от ветхости сооружение – грустное зрелище. Именно так выглядит по сей день причальная стенка, к которой некогда швартовались баржи для погрузки леса, а позднее – для выгрузки доставленного из Свободного угля. Сейчас причал для швартовки судов непригоден, а уровень воды у причала таков, что возле него можно прогуляться пешком. Тем не менее “есть мнение” уже нынешним летом доставлять весь потребный для города и района уголь по воде. Нужно напомнить, что ещё до того, как Зейский речной порт приказал долго жить, на страницах “ЗВ” публиковалось много материалов, взывающих к властям разного уровня о его сохранении. Всей душой мы были с нашими речниками, от властей звучали невнятные обещания, но порта нет уже три года, а за это время много утекло воды в Зее и многое в ней изменилось. В общем, и река “нынче не та, что давеча”, да и условия, связанные с судоходством, изменились.
В беседе с Александром Авезовым по поводу выдвинутой инициативы реанимации водной артерии выяснилось, как она появилась. Как оказалось, в конце февраля в министерстве экономического развития Амурской области состоялось совещание, на котором обсуждался вопрос о возобновлении доставки угля для нужд города и района водным транспортом. В его работе приняли участие главы муниципальных образований и руководители крупных теплоснабжающих организаций.

В соответствии с выработанным решением Зейскому району на отопительный сезон 2012–2013 годов предлагается доставить по реке в район Юбилейного 4,5 тысячи тонн угля. Министерству ЖКХ поручено произвести расчёты стоимости перевозки одной тонны топлива различными видами транспорта.
Понятно, что для каждого муниципального образования области существует своя схема доставки угля. Ясно также, что далеко не везде есть судоходные водные артерии. Так что расчёт для каждой отдельно взятой территории будет эксклюзивный. Пока что трудно сказать, как лягут цифры расчёта применительно к нашему городу и району, но уже сейчас можно прикинуть, из чего будут складываться эти данные.
Итак, для того чтобы возобновить доставку угля для нужд Октябрьского и ряда сёл, расположенных в южной части района, потребуется восстановить речной причал в районе посёлка Юбилейного. Некогда он принадлежал Зейскому леспромхозу, но с развалом предприятия был брошен, со временем разрушился и сейчас официально считается бесхозным. Это обстоятельство очень важно для понимания того, что при таком статусе сооружения администрация района не вправе потратить на его восстановление ни копейки бюджетных средств. Прежде чем говорить о бюджетным финансировании, необходимо провести процедуру включения причала в муниципальную собственность. Процесс этот, может быть, и не очень затратный, но требует определённого времени.

Но и это ещё не всё. Восстановить причал – не значит послать бригаду плотников, для того чтобы те по собственному разумению сделали всё как нужно. Чтобы определить объёмы финансирования, нужно составить проектно-сметную документацию. Сделать это может организация, имеющая соответствующую лицензию. Понятно, что даром никто этого делать не станет.
Ну хорошо, ПСД составили, обсчитали смету расходов и приступили к строительству? Как бы не так. Поскольку (по предварительным расчётам) для восстановления сооружения потребуется свыше трёх миллионов рублей, нужно выходить на электронную площадку с объявлением конкурса на проведение этого вида работ. Кто окажется победителем и не повторится ли история с ивановской дамбой, когда подрядная организация, снизив первоначальную стоимость работ до неприличия, потом просто отказалась работать? Этого сказать никто не может. Между тем летние месяцы бегут и срок навигации неумолимо сокращается.
Река живёт по своим законам. Время может изменить водную артерию до неузнаваемости: там, где раньше был фарватер, образуются мели, а на месте песчаной косы появляется глубокая промоина. В ту пору, когда Зея была оживлённой водной артерией, за её состоянием внимательно следили. Сейчас бы это наверняка назвали мониторингом, но мы вспомним уже благополучно забывающийся термин “судовая обстановка”. Означает это, что до открытия навигации специальная служба проверяет состояние реки и (самое главное для безопасного судоходства) фарватер. Делаются промеры глубин, вносятся изменения в лоцманские карты, устанавливаются знаки судоходной обстановки: створы, бакены. Пока ещё проверить судоходную обстановку есть кому, но для этого ведь тоже нужны время и средства. К тому же нужно понимать, что придётся проводить дноуглубительные работы хотя бы возле причальной стенки в Юбилейном. Но это в лучшем случае. Возможно, что подобное же придётся проводить по фарватеру на некоторых участках реки.
Но все усилия по вдыханию в реку второй жизни могут оказаться напрасными из-за... маловодности. Сейчас уровень воды в водохранилище беспрецедентно низкий и нет оснований считать, что к началу мая он достигнет расчётной отметки. А раз так, то попуски воды будут производиться только через работающие гидроагрегаты станции. В ту пору, когда по реке до-ставлялся уголь, существовал согласованный речниками и гидроэнергетиками график попуска воды. Соблюдался он не всегда, и порой караваны с углём сутками простаивали возле перекатов, ожидая подъёма уровня реки. Речники даже обращались по этому поводу в арбитражный суд. При нынешнем пиковом положении с объёмом воды подобные ситуации просто запрограммированы.
Ещё предстоит обсчитать объёмы выполняемых работ и расходы при доставке угля по железной дороге и по реке. При доставке по железной дороге вагоны нагружаются непосредственно в угольном разрезе, где формируется состав, который направляется к месту назначения. В нашем случае – это угольный тупик на станции Тыгда. Там вагоны разгружаются, и в большегрузных самосвалах доставляют топливо непосредственно к котельным населённых пунктов. Таким образом, получается: погрузка, выгрузка и погрузка.
Теперь проследим путь по реке. В угольном разрезе вагоны загружаются топливом, и состав прибывает в речной порт Свободного. Там уголь разгружают, а затем перегружают в баржи. Формируется караван и направляется к месту выгрузки. В нашем случае это посёлок Юбилейный. С помощью плавучего крана баржи разгружаются и уголь оказывается на площадке на берегу реки. После этого с помощью погрузчика топливо грузят в самосвалы и развозят по котельным. В результате получается: погрузка, выгрузка, погрузка, выгрузка и ещё раз погрузка. Кстати, выгрузка сыпучего груза плавучим краном – не самый лучший вариант. Вылет стрелы небольшой, и часть угля неизбежно оказывается в воде. Потери, конечно, незначительные, но это потери. Большое количество операций по погрузке и выгрузке также отрицательно сказывается на качестве топлива. А оно и без того оставляет желать лучшего, и при ином раскладе потребители от него наверняка отказались бы. Но “нужно поддерживать своего производителя” и тут уже неважно, что кондиции угля по калорийности и влажности порой ниже заявленной поставщиком.
Нужно ещё иметь в виду, что при “водном” варианте в Юбилейном необходимо постоянно держать бульдозер и погрузчик, обеспечив им тёплую стоянку (уголь имеет свойство загораться, и его нужно утрамбовывать) и, как минимум, двух работников.
Но в пользу доставки угля по реке есть ещё один, довольно существенный аргумент. Правительство области намерено выделить средства на восстановление дороги Зея–Тыгда и уж, конечно, никак не заинтересовано в том, чтобы всё построенное было тут же разрушено колесами большегрузов. Дорогу нужно беречь, и здесь чаяния правительства и жителей города и района, безусловно, совпадают, а это не может не радовать.
В какую копеечку выльется “водный путь” и окажется ли он выгоднее сухопутного, пока что можно только гадать. Подождём официальных расчётов.
Григорий ФИЛАТОВ.
Фото автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Комментарии
RSS лента комментариев этой записи