Мы в ответе за тех, кого приручили
– Люди забыли эту истину, – сказал Лис, – но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил…
“Маленький принц”.
Антуан де Сент Экзюпери.
Небольшая афиша на автобусной остановке извещает, что драматическая студия “Дебют” представляет спектакль по пьесе Константина Сергиенко “До свидания, Овраг!”. Спектакль состоится 25 февраля в “Ровеснике”. К назначенному времени зрительный зал заполняется публикой. Гаснет свет и действо начинается. Декорации и костюмы лаконичны и незатейливы. Игра актеров сопровождается удачно подобранной музыкой, усиливающей накал происходящего на сцене: зрители то улыбаются, то замирают в потрясении. Выделить игру кого-либо из актеров невозможно – великолепны все. Ребята вжились в роли так хорошо, что трудно поверить, что это самые обыкновенные дети, не имеющие специального образования и опыта лицедейства в хорошем смысле этого слова. Также органичны и взрослые актеры – бывшие выпускники студии. Откуда у них это умение перевоплощаться, откуда такая пластика, способная отразить внутренний мир и переживания героев? Как им это удается?
Зрители после спектакля так отзовутся об увиденном: “Прошибает до слез”, “Впечатляет”, “Спектакль заставляет взглянуть на себя со стороны и задуматься – кто мы: цари природы или самые последние негодяи? Почему мы такие?”.
Студия “Дебют” существует в городе с 1978 года. Ее основатель и бессменный руководитель Татьяна Буценко. Какая она? По словам студийцев – строгая, но справедливая.
– А еще – с ней интересно! – в один голос заявляют ребята.
Другого ответа и не ожидала.
Мы беседуем с Татьяной Алексеевной в небольшой уютной комнате, расположенной на втором этаже “Ровесника”. В студии все напоминает о театре: импровизированный занавес, стулья, выставленные в ряд, на стенах фотографии ребят – актеров “Дебюта”. Татьяна Алексеевна похожа на солнечный луч – от нее буквально исходит поток доброты, внутреннего света и оптимизма. У нее тонкий ум и удивительное чувство юмора. Только вот почему-то иногда ее лучистые каре-зеленые глаза становятся бездонно грустными…
– Когда меня спрашивают: “Зачем нужна студия, вы хотите, чтобы дети впоследствии стали актерами?”, я отвечаю: “Нет, я этого не хочу. Я знаю, что жизнь творческого человека – трудная, сложная жизнь. Я не хочу, чтобы они страдали, но я хочу, чтобы они были людьми. А занятие в студии ребятам в жизни пригодится. Обязательно пригодится. Знаете, если они, став взрослыми, будут читать своим дети сказки в лицах, то тогда я смогу сказать, что прожила жизнь не зря”, – делится своими мыслями Татьяна Алексеевна.
Свою трудовую деятельность она начала в 1977 году после окончания Благовещенского культпросветучилища. Куда, кстати, и поступать-то не собиралась. Как это зачастую бывает в молодые годы, подала документы в пединститут “за компанию” с подругой. Но судьба распорядилась по-своему. Во время сдачи третьего экзамена вдруг как будто что-то щелкнуло внутри – встала и ушла с экзамена.
– Атмосфера в институте не понравилась, – смеясь, поясняет моя визави, – мрачно там все как-то было. Иду по городу, смотрю, объявление: в культ¬просветучилище идет набор студентов. Решила пойти учиться на библиотекаря. А что – спокойная, хорошая работа, тем более учиться недолго. В то время для меня это было важно. Погиб отец, и у мамы на руках, кроме меня, остался мой маленький брат. Решила, что теперь я главная в семье и мне надо зарабатывать деньги. Подала документы в училище, но не на библиотекаря, туда набор уже закончился, а на отделение театральной режиссуры. В один день сдала экзамены и была зачислена.
После окончания учебы вернулась в Зею, стала работать в районном отделе культуры в должности заведующей автоклубом. То время вспоминает с улыбкой: жили интересно, весело, постоянные разъезды с концертами по полевым станам, а потом, с началом строительства БАМа, – к строителям.
– У меня даже медаль есть за строительство БАМа, – смеясь, говорит Татьяна Алексеевна.
В конце января 1978 года к ней обратились ученики третьей школы: хотим заняться театром. Идея понравилась. Так и появилась в нашем городе драматическая студия. Занималась с ребятами на общественных началах после работы. С удовольствием вспоминает Татьяна Алексеевна свою “разношерстную команду”. Да и не только ее. Обо всех людях, с которыми ее сталкивала судьба, отзывается только в превосходной степени.
Взахлеб Татьяна Алексеевна говорит и о периоде работы во второй школе (ныне МЦО):
– Там коллектив был особенный, творческий и атмосфера особенная. Школа была с эстетическим уклоном. Все вместе ставили спектакли, различные композиции, готовили вечера, с этой целью привлекали даже родителей учеников. Это было удивительное время. Понимаете, мы были все вместе, как одна семья.
Пожалуй, в жизни каждого человека есть свой Учитель, ориентир, к которому стремишься. Для Татьяны Алексеевны таким ориентиром стала Эрна Лакстигал.
– Такого интеллигентного, светлого человека, как Эрна Петровна, я больше не встречала. Она потрясающий человек, – говорит моя собеседница. – Когда мы проводили Эрну Петровну в последний путь, и я возвращалась с кладбища, мне показалось, что мир потемнел. И по сей день такое ощущение. Мне очень ее не хватает. Ничем и никем невозможно заместить эту утрату.
В память об Учителе Татьяна Алексеевна обработала и систематизировала записки-воспоминания Эрны Петровны, вышедшие в книге “Так было”, выпущенной самиздатом.
Талант есть в каждом ребенке, считает Татьяна Алексеевна, а чтобы его развить, нужен труд и немалый. Осенью в студию приходит много ребят, но остаются только “беловоронистые”, то есть не такие как все, остальные уходят. Ну а те, кто остается, считают “Дебют” своим вторым домом. Здесь не только ставят спектакли, этюды, развивают технику сценической речи и так далее, здесь – учат добру, взаимопониманию. Здесь тепло и нет места фальши и лицемерию, которые так ненавистны Татьяне Алексеевне. В студии царит уважение к человеку, личности. А это, согласитесь, дорогого стоит.
Со своими выпускниками Татьяна Алексеевна связь не теряет, они общаются по Интернету, звонят, а когда бывают в Зее, обязательно заходят попроведывать своего педагога, поговорить о жизни, достижениях и неудачах, да и просто посидеть в студии, вспоминая свое такое далекое и одновременно близкое детство.
Умеют в “Дебюте” и отдыхать. Татьяна Буценко – неисправимый романтик и заядлый турист, обожает совершать спуски на байдарках, поэтому и со своими студийцами летом – обязательные походы, а в день театра 27 марта – непременная вылазка в лес, где украшают елку собственноручно изготовленными масками, устраивают различные конкурсы и соревнования.
В ближайших планах “Дебюта” поставить композицию “Есть в нашей жизни оправдание?”, в которой поднимается проблема брошенных детей.
– Когда стали собирать материал по этой теме, – делится Татьяна Алексеевна, – ребята ужаснулись, сколько в нашей стране случаев жестокого обращения с детьми и сколько беспризорников!
К постановке нынешнего спектакля шли долго. Было перечитана уйма материала, ребята приносили стихи и рассказы о жизни бездомных собак, выискивали в Интернете фотографии, ставили этюды.
Так о чем же пьеса? Сюжет прост. На окраине города живут бездомные собаки. Они разные по характеру, у каждого своя судьба. Они, как люди, – дружат, ссорятся, как говорится, выстраивают отношения, но у каждого из них есть мечта о волшебной “собачьей дверце”, за которой открывается настоящий собачий рай. А еще они часто вспоминают Человека – хозяина, бросившего и предавшего их. Но, несмотря на это, псы остаются преданными людям и искренне верят в человеческую доброту и справедливость. Верят, что Человек вернется за ними. И он придет. Обязательно придет... В лице живодера.
Татьяна ТАРАСОВА.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Комментарии
RSS лента комментариев этой записи