«Коболдо»: новые технологии в разработке россыпей
Для предприятий, добывающих россыпное золото, сезон подходит к завершению. Уже в конце октября они подведут итоги и начнут готовиться к весне.
Не исключение – дочернее золотодобывающее предприятие компании «Петропавловск» «Коболдо», специализирующееся на добыче золота из россыпных месторождений. В его активе несколько золотодобывающих участков. Пять из них находятся в Зейском и Магдагачинском районах. Три участка и две драги ведут работы в Селемджинском районе.
Проблема Пикана
Всего в нескольких километрах от Зеи расположен участок золотодобытчиков «Пикан». Именно он больше всего, как считают жители города и района, портит окружающую среду и загрязняет одноименную речку.
Прошлым летом инспекторы рыбоохраны провели несколько рейдов, пытаясь найти причину мутной воды в Пикане. Проехав на участок золотодобытчиков, нарушений не обнаружили. А вот когда поднялись вверх по ручью Черемушному, увидели, что смыв пород идет с отработок прошлых лет, где «старалась» артель «Зея».
– Здесь мы работаем второй год, – рассказывает заместитель генерального директора по производству ООО ЗДП «Коболдо» Игорь Колонюк, – в первый сезон реку мы не трогали вообще. Но месторождение расположено в самом русле Пикана, поэтому согласно проекту были вынуждены перебросить реку по руслоотводной канаве. А когда вода бежит в новом русле, она смывает окружающие и коренные породы, пока не станет прозрачной. Но у нас все было сделано согласно техническому проекту. Для промывки золота мы используем оборотное водоснабжение, поэтому деятельность предприятия никак не может повлиять на загрязнение реки. Всему виной вмещающие породы – светлые каолиновые глины. Однако природоохранные органы не стали с этим разбираться, и мы заплатили большой штраф.
В этом году проблему попытались решить другим способом: отвести воду в близлежащие мелиоративные канавы. Вода была прозрачной, но стала подтапливать луга. И старателям пришлось возвращать Пикан в руслоотводную канаву.
– Мы не хотим ни спорить, ни скандалить, – говорит Игорь Викторович, – как скажут, так и сделаем. Но ведь у нас утверждены проекты, от которых не отступаем, платим налоги. Любое производство не может быть исключительно безвредным для окружающей среды, но предприятия возмещают этот ущерб государству. По окончании работ мы проведем рекультивацию и Пикан вновь вернется в свое русло.
Инженерная мысль плюс желание работать
В этом сезоне «Коболдо» дорабатывает блок в устье ручья Черемушного. Мне довелось побывать на многих старательских участках. Но то, как работают в «Коболдо», увидела впервые.
В карьере снует бульдозер и толкает породу к экскаватору, который загружает её в бункер, затем по транспортеру порода поступает на комплексную установку для промывки золота. А вот это отдельный разговор. Такой комплекс впервые применяется не только в Амурской области, но и в России. Аналогов ему нет, поскольку это изобретение принадлежит инженерам из «Коболдо».
Здесь нет мониторщиков, которые с огромной водяной пушкой стоят у размывочного стола, чтобы отделить самую крупную фракцию. На комплексной обогатительной установке весь процесс механизирован. После грохочения и дезинтеграции на шлюзы поступает порода размером от двух до пяти миллиметров и потом сортируется до более мелких размеров. Именно это позволяет извлекать самое мелкое золото.
– Это своего рода часть от драги, – поясняет начальник участка «Пикан» Денис Матвиенко, – площадь улавливания золота на такой установке составляет 72 квадратных метра: смонтировано два ряда шлюзов по 11 штук. Это дает отличный результат золотоизвлечения. При старых технологиях такого добиться невозможно. Мы пробовали поставить старый промывочный прибор, но результаты оказались нулевые. Всё оборудование, которое у нас имеется, мобильное. Его можно быстро разобрать и переместить на другое место. Тут практически все механизировано. Есть даже галечный отвалообразователь, чтобы уменьшить работу бульдозера.
И впрямь, в разгар рабочего дня на участке два бульдозериста, экскаваторщик, сам начальник, сварщик, токарь, ну и еще несколько человек, которые отправились в вагончик попить чай.
– Инженерная мысль плюс желание работать, – смеется Игорь Колонюк, – к нам приезжали ребята из других артелей, с прииска Соловьевского, чтобы посмотреть. Нам не жалко, пусть и у себя такое же делают. Ведь это оборудование можно смонтировать под любое месторождение, в зависимости от гранулометрического состава пород, горно-геологических и гидрологических условий. Просто к каждому месторождению надо подходить индивидуально.
Считается, что промприбор старого образца промывает порядка ста тысяч кубических метров породы. Коболдинская установка на Пикане промывает 300 тысяч кубометров породы с содержанием золота 300 миллиграммов на кубический метр. При нынешних технологиях старатели рентабельно могут работать только при содержании 500-600 миллиграммов золота на один кубометр. А «Коболдо» даже на самых бесперспективных месторождениях, от которых отказываются старатели, добывает от 80 до 100 килограммов драгоценного металла.
На Пикане золото также очень мелкое, самый крупный самородок составил 10 граммов, но уже сегодня участок подходит к стокилограммовому рубежу.
Будущее есть
– Что это, хороший инвестор, который вкладывает деньги в предприятие, или умение шагать в ногу со временем? – спрашиваю Игоря Колонюка.
– Мы не бедствуем. Но работаем на старой технике, как и другие артели. Просто мы мобильные, можем очень быстро перебросить технику с одного блока на другой. На каждом участке работает экскаватор, это современная, эффективная землеройная техника с большим коэффициентом полезного действия. На участке минимум сотрудников, человек 20 от силы. И не боимся внедрять что-то новое. Сегодня нельзя работать по-старому. Так как уже нет месторождений с хорошими запасами и «легким» золотом. А с новыми технологиями на всех наших участках за сезон добывают до тонны золота. А на следующий год мы планируем добыть 1,2 тонны. Большое подспорье в работе это стабильность и рост цены на золото. В этом году она впервые даже немного превысила цену на платину.
– Ваши сотрудники, по-видимому, имеют неплохой заработок?
– К оплате труда у нас не такой подход, как в артелях. В течение сезона мы авансируем своих работников. С минимальной оплатой труда, районным коэффициентом и полевым довольствием люди получают порядка 28 тысяч рублей в месяц. А по окончании сезона идет перерасчет по старательскому методу: определяется трудодень, КТУ и так далее. То есть люди социально защищены. Я против того, что они должны работать весь сезон, не получая денег. Это рабский труд, и он недопустим.
– Как вы относитесь к закону о вольноприносительстве, который Дума приняла в первом чтении?
– Если это будет цивилизованный подход, то положительно. Есть много месторождений, которые предприятиям неинтересны, на маленьких ключах. Почему бы государству не получать оттуда золото, и при этом люди будут иметь работу. Во всем мире есть такая практика, а у нас до сих пор нет. Но нужна очень тщательно продуманная правовая база, чтобы не начался беспредел. Ведь частник будет один в лесу, никем не защищен. Закон надо очень хорошо продумать.
– Многие считают, что компания «Петропавловск» – это монополист не только в добыче рудного золота, но теперь еще и россыпного. Она просто давит мелкие артели.
– Я не совсем одобряю, когда монополист захватывает всё, что является перспективным, не оставляя мелким предприятиям возможности развиваться. Но ведь это политика не «Петропавловска», а государства, которое должно в таком случае ограничить монополистов какими-то параметрами. А теперь представим: мелкое предприятие стало вдруг крупным, оно пойдет по тому же принципу и не станет особенно заботиться о тех, кто слабее. Это закон рынка.
– Говорят, что Зейский район стал бесперспективным в отношении россыпного золота?
– По Зейскому кусту компания «Петропавловск» добывает 400 килограммов россыпного золота в год. Причем на брошенных россыпях, где раньше работали другие организации. Думаю, при таком положении дел мы лет на десять обеспечены запасами. А в ближайшее время в Зейском районе будем добывать до 600 килограммов россыпного золота. В прошлом году закончили мыть на Стакане, где работала раньше артель «Зея». Временно законсервирован участок на Золотой Горе. Работаем на Джелтулаке под Октябрьским. Планируем начать работы в Иликанском узле, в перспективе – на Ясной Поляне под Кировским, участке «Иган» в Магдагачинском районе. Даже если месторождения «бедные», с нашими технологиями их можно отрабатывать. Просто золотодобытчикам нужно менять подход к работе.
Марина ТИШКОВА.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Комментарии
Единственная польза от деятельности компании это возможность заработать населению, и налоги. В остальном же беда- разрушенные дороги, загубленная природа, и золото утекающее за кордон!
Я бы немного поправил Вас. Золото не утекает за кордон. А как Вы сказали Английская компания то она получает прибыль от произведенной работы. Также как и в любом другом коммерческом предприятии к примеру магазин.
К сожалению это не так как Вам кажется.
По действующему законодательств у, богатства недр принадлежит народу,но поднятые на поверхность компанией Х, чудесным образом становятся собственностью компании Х. Она заплатит налоги,а дальше ....
Слова, слова... Гомосек-то как с вами обращался, ласково, небось? Никто на Б.Караураке насильно тебя не держал, вход и выход свободен. А пи**ить солярочку работнички и сами мастера, не? Насчет кормёжки - столовую Большого Караурака отстроили новую в том году, новые печи и плиты. Да фельдшера к вам приставили, а то жрать водяру горазды шибко, а потом пяткой в грудь себя стучать.
RSS лента комментариев этой записи