Автономия диктует свои условия
Сорок с лишним лет при первой школе существует группа здоровья, которую ведёт преподаватель физкультуры Александр Шабаев. В коллективе занимаются около 20 человек – женщины пенсионного возраста, некоторые из них разменяли уже восьмой десяток. Для того чтобы иметь право вести такие занятия, Александр Иванович, учитель высшей категории с почти пятидесятилетним стажем педагогической деятельности, разработал специальную методику, одобренную врачами на областном уровне и отшлифованную годами. Все упражнения и распределение нагрузки рассчитаны именно на людей с ослабленным здоровьем. Во время занятий – постоянный самоконтроль состояния и пульса, в зависимости от чего преподаватель даёт дальнейшие задания. Именно это позволяет пожилым женщинам не только справляться с упражнениями, но, главное, держать в тонусе сердечно-сосудистую систему и самим быть в форме. Хотя не только спорт привлекает сюда пенсионерок: для них это – своеобразный «клуб по интересам». Они общаются, делятся новостями, поддерживают друг друга. Однако с нынешнего учебного года возникли трудности, о которых «ЗВ» рассказали участники группы. Как выяснилось, теперь, для того чтобы посещать занятия, им необходимо ежемесячно заключать договор с администрацией школы, а потом производить оплату через банк, причём одно занятие стоит 100 рублей (800 рублей в месяц). Для многих пенсионеров сумма неподъёмная.
«Для нас наша группа – это не просто спортивная секция, это – отдушина, – рассказывают женщины. – Мы все в возрасте, у одной муж-инвалид, у другой ребёнок, проблем в жизни у каждой хватает. Здесь мы находим силы и ободрение, чтобы жить дальше и поддерживать своих близких. А сейчас администрация школы поставила нас в такие условия, что придётся решать: продолжать занятия или нет, потому что отдавать почти тысячу рублей в месяц – это дорого. Не понимаем, как можно с нищих пенсионеров высчитывать выгоду? И почему по договору мы должны предоставлять справку от врача, а в случае пропуска занятия – подтверждающий документ (только тогда деньги перейдут на следующий месяц)? Почему мы, согласно тарификации, должны оплачивать работу экономиста, секретаря, директора школы? Нам нужен только спортзал, а нам навязывают педагогическую услугу».
В новом статусе
Как выяснилось, первая школа – единственная из школ города, которая с прошлого года перешла с бюджетной на автономную форму деятельности. Именно это дало возможность администрации предлагать населению (и детям, и взрослым) платные услуги. Согласно федеральному закону, автономная школа те услуги, которые входят в стандарт, обязана предоставлять бесплатно. А вот то, что сверх стандарта, она может продать, получая прибыль на собственное развитие. Причём автономной может быть не только школа, но и детский сад, и учреждение здравоохранения или культуры. По словам начальника городского отдела образования Татьяны Гультяевой, решение перевести школу № 1 в статус автономной принято в связи с ремонтными работами в здании, так как новая форма упрощает процедуру проведения конкурсов на выполнение работ и позволяет привлекать дополнительные средства на ремонт, помимо бюджетных. Но теперь администрация школы должна думать, как заработать деньги.
Решение о создании группы здоровья для взрослого населения было принято на педагогическом совете школы. Тогда каждое методическое отделение учителей школы предлагало и защищало идеи об оказании платных услуг. Далеко не все предложения нашли поддержку у коллектива и администрации, многие – по причине того, что на сегодняшний день первая школа работает не «дома», а в стенах муниципального центра образования. Поэтому пока нет возможности обеспечить оказание, например, услуг массажиста или платную группу продлённого дня. Из предложенных педагоги одобрили только две платные услуги: уроки китайского языка (для детей и взрослых) и группу здоровья.
Всё законно
«Важно понять, что не существующую группу мы переводим на платную основу, – пояснила директор первой школы Марина Федоряк, – а, как автономное учреждение, заново открываем платную группу, и заниматься в ней могут все желающие. Несколько раз экономисты производили расчёт стоимости занятия, она исходит, прежде всего, из ставки учителя высшей категории. Первоначальная стоимость вышла 200 рублей. Но мы понимаем, что для пенсионеров это дорого, поэтому снизили цену вдвое – именно как льготу для пожилых людей (занятия китайского языка, для сравнения, стоят 150 рублей). Причём участники группы не будут платить ни за аренду зала, ни за электроэнергию, ни за уборку помещения после занятий. Включена только заработная плата работников и прибыль, которая составляет чуть больше 30 процентов. Да, часть денег пойдёт на оплату труда директора, экономиста и секретаря (чуть больше 300 рублей в месяц со всей группы – при условии, что все 15 человек посетят все занятия), потому что для обеспечения существования группы уже ведётся большая «бумажная» работа – расчёты, отчётность, сверка журналов и платёжных документов и так далее. С этой суммы будет взиматься и налог. Что касается прибыли – могу заверить, что все деньги пойдут на закупку оборудования для спортзала – то есть для их же занятий. Всё это законно. Закон же требует от нас и составления договора с каждым участником. Договор типовой и обязывает участников предоставлять документ в случае пропуска по уважительной причине – чтобы экономисты могли эти деньги «перекинуть» на следующий месяц (соответственно, плата за следующий месяц будет ниже). Понятно, что пожилому человеку может просто занездоровиться, не обязательно же сразу бежать за справкой. Тогда можно просто предупредить преподавателя и он отметит в журнале, что причина пропуска – уважительная. По поводу справок тоже требование разумно: вдруг у человека есть медицинские противопоказания? Ведь если во время занятия кому-то станет плохо, ответственность понесёт преподаватель. К тому же это хороший повод ещё раз проверить своё здоровье. Как видите, всё законно и разумно».
Где выход?
Как считают некоторые участники событий, проблема не в том, что кто-то решил «поставить крест» на занятиях пожилых людей, а в том, что произошёл конфликт двух разных категорий. С одной стороны – нравственная составляющая: уважительное отношение к возрасту и заслугам участников секции (многие из них – бывшие учителя), поощрение развития спорта, просто человеческое понимание. А с другой – необходимость для учреждения выживать в условиях, которые диктует переход на автономию. Если администрация будет решать ситуации только исходя из сердечных порывов, учреждение не сможет полноценно функционировать, что со временем отразится на эффективности образовательного процесса. Задача – найти разумный выход, чтобы (не в обиду участникам) были и овцы целы, и волки сыты. Ни аренда другого спортивного помещения, ни надежда на спонсоров проблему не решат: аренда выйдет группе в не меньшую «копеечку», а спонсоры смогут оказать разве что разовую помощь. Выход один – искать компромисс на месте.
PS. Пока материал готовился к печати, стало известно, что администрация школы приняла решение пересмотреть вопрос о стоимости занятий в группе здоровья на административном совете. В связи с обращением участников группы члены совета будут рассматривать возможности ещё снизить цену. «ЗВ» будет следить за развитием событий.
Лариса Федотова.
Фото автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Комментарии
1. Власть сама заставляет принимать не популистские решения. Кто и почему из СПОЩ преобразовал её в МОАУ.
Извините это вина властей города которая не продумано решила закрыть школу для ремонта.
Этот вопрос уже не однократно поднимался и в Газете тоже.
2. Став МОАУ власть требует заниматься коммерческой деятельностью и это для Вас наверное тоже не секрет.
3. Почему при повышении платы к примеру за ЖКХ вы идете в соц страх и решаете данный вопрос там. Коммерческая деятельность ни чем не отличается. И суть её заключается в том чтобы получить прибыль.
4. Школа пошла на уступки и снизила размер оплаты для не рабочих пенсионеров до 70 рублей.
Вы сами пробовали найти компромисс в данном вопросе. Из статьи я вижу что нет.
RSS лента комментариев этой записи