По течению
Психологи говорят: чтобы в твоей жизни что-то произошло, нужно оторваться от стула и начать что-нибудь делать. Но многие предпочитают плыть по течению, забыв, что нужно хотя бы взмахивать руками, чтобы прибиться к берегу. Невезучая
Кате не везло с детства. Родители разбежались, и ей пришлось жить в семье с мачехой. Отношения не заладились сразу. Девочка-подросток замкнулась в себе, перестала общаться с друзьями, уйдя в свой маленький мир, который создала внутри себя. Учеба особенно не давалась, поэтому сразу после школы пошла работать дворником.
Она уже и не помнит, как познакомилась с Сашкой. Он был старше её лет на десять. 17-летняя девчонка влюбилась до безумия. Рядом со своим молодым человеком она чувствовала себя маленькой девочкой, которой так не хватало ласки в детстве. Конфеты, букеты полевых цветов – это то, чем сразил её кавалер. И вот однажды она сказала, что ждет ребенка. Саша стал еще ласковей, он мечтал, чтобы Катя родила ему сына. Но счастье продолжалось недолго. Её гражданский муж стал приводить в дом друзей. Они громко гоготали на кухне, пили водку и расходились под утро.
Катя была на последнем месяце беременности, когда Сашка, в очередной раз приняв изрядную дозу спиртного, завалился в кровать. «Мне плохо, уйди», – попросила женщина. Пьяный мужчина словно озверел: он наотмашь ударил её по лицу, потом еще и еще. Она закрывала руками живот, понимая, что теряет сознание. На следующий день её увезли в больницу.
Саша встречал с цветами. Его мечта сбылась: на свет появился сын, его копия. Но к Кате отношение изменилось. Поставила на стол кружку с чаем, а он показался мужу холодным, получи оплеуху. Не выстирала брюки – тычок в зубы. Да мало ли «провинностей» у женщины, которая не спит ночами с младенцем, днем стирает пеленки, варит обед, а к вечеру почти падает с ног.
Пожаловаться было некому, Катя давно не общалась с родственниками, а подруг так и не завела. А когда стало совсем невмоготу, вспомнила, что её мать живет в этом же городе. На удивление, женщина, с которой она не виделась с детства, приняла её приветливо. Даже разрешила приходить с маленьким Васей. Теперь, когда Катя чувствовала приближающуюся «бурю», одевала сынишку и отвозила его к бабушке. Муж даже не замечал, что в доме нет малыша. Его любимым занятием было поиздеваться над женой. А у неё не хватало мужества собрать вещи и уйти от изверга.
Случай расставил всё на свои места. Сашку вместе с его дружками осудили на десять лет за грабеж и разбой. Васю мать оставила у себя. «Устраивай свою жизнь, – сказала она, – а мы уж как-нибудь проживем».
Нет просвета
Жизнь устроилась. Катя снова встретила человека. Алексей недавно вернулся из мест лишения свободы. Семьи у него не было, и он перебрался в комнату, которую в общежитии занимала Катя. И на этот раз идиллия продолжалась недолго. Но оставаться одной Кате не хотелось. Она терпела издевательства мужа. Он, как и первый, бил её нещадно, уходил в загулы, пьянствовал. А она будто перестала замечать все это, хотя синяки на лице и теле не успевали проходить, а отбитые почки давали знать о себе по ночам.
Безвольная, забитая, покорная, она не в силах была противостоять кулакам мужа. Вот так, в полузабытье и дурмане от побоев (сама Катя не брала в рот ни капли спиртного) появился еще один сын, потом две дочки. Денег, копеечных пособий на детей и редких подачек Алексея, на пропитание не хватало, поэтому ей приходилось работать то техничкой, то посудомойкой. Но не прошло и пяти лет, как второй муж тоже попал за решетку на длительный срок. Жизнь на 16 квадратных метрах в общежитии была невыносимой. И тут мать, с которой Катерина не общалась много лет, сообщила, что умерла Катина бабушка, у которой осталась квартира в поселке Светлом.
Дружной ватагой они переехали в новую, светлую квартиру. Катерина из шкуры вон лезла, чтобы хоть как-то прокормить детей. Бралась за любую работу. Мыла полы, осенью помогала людям убирать урожай, за что те платили ей кто овощами, а кто деньгами. Выкроить из скудного бюджета деньги на оплату коммунальных услуг она не могла. Не нашлось и добрых людей, которые посоветовали бы оформить субсидию. Долга накопилось более ста тысяч рублей.
А потом остается загадкой, почему в стороне остались социальные службы, которые должны были бы в первую очередь прийти на помощь многодетной матери. Но ей предоставили муниципальное жилье в бараке и доплатили 20 тысяч рублей за благоустроенную квартиру бабушки. Жизнь снова превратилась в ад. Не хватало денег на дрова, пропитание, одежду. Но женщина карабкалась изо всех сил.
– Законов никаких не знаю, поэтому, наверное, все это со мной и происходит, – тихим голосом рассказывает она, – одна знакомая предложила перебраться в другое жилье. Сняла вот эту комнату за полторы тысячи рублей.
Честно сказать, это съемное жилье и копейки не стоит. На дворе минус 20, а женщина сидит в комнатушке без дверей. Проем занавешен ватным одеялом. Она беспрерывно подкидывает в печь дрова, чтобы хоть как-то прогреть помещение. Но это не спасает: изо рта идет пар.
Так получилось...
В декабре Катя родит своего пятого ребенка. Новый возлюбленный моложе на два года. Он иногда посещает её, знает, что она носит под сердцем его ребенка, но активных действий не проявляет: ни жениться, ни помогать материально не спешит.
– Он один у матери. Она болеет сильно, он ухаживает за ней. Да и страшно ему меня с тремя детьми брать, – оправдывает мужчину Катя.
На вопрос, как же она решилась на то, чтобы родить еще одного ребенка, опуская в пол глаза, произносит: «Так получилось. В больницу пошла, когда уже три месяца было. Врачи сказали – поздно. Теперь буду рожать».
Последние несколько лет Катя находится под пристальным вниманием сотрудников центра «Родник», управления социальной защиты населения, медицинских работников. Недавно семья городских предпринимателей взяла шефство над многодетной матерью и снабжает её продуктами.
В настоящее время женщине предложили вариант: забрать детей на время в приют. Она согласилась. Решение давалось тяжело: она еще никогда не разлучалась надолго с ребятишками. Но выхода не было: в доме холод, воду для бытовых нужд надо носить из колодца. Так что о гигиене и речи не может быть. Сами дети восприняли эту ситуацию как приключение и с детской непосредственностью отправились в казенное учреждение.
В соцзащите пообещали помочь с установкой двери и даже подвезли пиломатериал. Казалось бы, пора и бойфренду, отцу будущего ребенка, подключиться к тому, чтобы создать нормальные условия для его проживания. Но он лишь изредка появляется в квартире Кати, ссылаясь на то, что должен больше времени проводить с матерью.
– Нет, я до нищеты не дойду, – рассуждает Екатерина, – у меня большая мечта – вырваться из этой ситуации, встать на ноги.
Задумавшись, она с надеждой спрашивает: «А материнский капитал, который мне будет положен, я могу потратить на покупку жилья?» Самая большая мечта многодетной матери – небольшой домик на земле, чтобы был огород, надворные постройки, где можно развести хотя бы кур.
– Безвольная она, – характеризует подопечную специалист по социальной работе центра «Родник» Валентина Жукова, – и то, что оказалась в такой ситуации, по большей части её вина. Но раз так получилось, будем помогать, не оставим эту семью без внимания.
По статистике, сегодня в Зее более 80 семей, которые находятся в социально опасном положении. Все они под пристальным вниманием социальных служб, медицинских работников. Многие из них вступили в программу по реабилитации семей. Некоторым бывает достаточно небольшой помощи, но большинство так и не могут выбраться из порочного круга пьянства и ничегонеделания.
Пассивность, вот что захлестнуло наше общество. Когда государство объявило о том, что необходимо помогать семьям, и пообещало выплачивать за второго и последующих детей материнский капитал, активизировались, к сожалению, не самые лучшие семьи. Эта категория людей стала улучшать демографическую обстановку в стране с особым рвением.
Пример – наша знакомая Екатерина. Какая здравомыслящая мать будет обрекать детей на жалкое существование? Если сейчас она не может обеспечить им нормальные условия жизни, что будет, когда они подрастут? Выход один – брать всю эту семью на полное государственное обеспечение. Но таким образом мы вырастим поколение иждивенцев, которые привыкнут жить за счет других. Будут меняться отцы, появляться новые дети, ведь детородный возраст у 32-летней Кати закончится лет этак через 20.
Основы будущего закладываются в семье. А каким оно будет у детей, которые растут как придорожная трава? Многие пройдут через приюты и интернаты, и все вернется на круги своя. Их жизнь – зеркальное отражение жизни родителей. Замкнутый круг разорвать сложно или почти невозможно.
Маргарита РАЙ.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Комментарии
Но и только. Она хорошо может описать что-то затронуть за живое, вызвать слезу, невольное человеческое сочувствие. И только. Опять одна констатация фактов. Хотя в целом: в стране с узкой "спесиализацией " (по Райкину) нужны и такие.
Только в конце статьи, автор чуть - чуть осмелился сказать о виновнике, о государстве. И все.
Такое и даже похлеще сегодня в нашей стране сплошь и рядом. Самое страшное, это мы воспринимать стали как НОРМУ!!!
Поэтому, писать о таких случаях надо, но большая ценность будет, если умеющие выбиваь слезу, сумеют пробудить в человеке гордость за свое имя - ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ.
Так давайте писать о тех, кто делает все для того, чтобы такие описанные случаи у нас были нормой. О тех кто являясь с одной стороны "слугой" народа, на самом деле является вредителем для народа!
Давайте называть своими именами этих рабов на галерах. И наше с вами решение будет проявлено только 4 марта. Вот мы и посмотрим, кто за условия для счастливого детсва, а кто за ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ стоя с его впечатляющими "достижениями"! !!
RSS лента комментариев этой записи