«Не женская» женская работа

На страницах “ЗВ” мы не так-то часто рассказываем о работе судебных приставов-исполнителей. Ведь их работа не связана с раскрытием тяжких преступлений, погонями, стрельбой… В общем, ничего особенного. Получил на руки судебное решение, иди и исполняй. Ну о чём тут рассказывать?

Но это только на первый взгляд. На самом же деле неизвестно, что легче: принять судебное решение или исполнить его? Ведь так уж повелось на Руси, что самым крайним всегда остаётся исполнитель. И ответ заставляют держать того, кому вменено в обязанность реализовать на деле то, что закреплено на бумаге. Часто, очень часто эта миссия оказывается практически невыполнимой. И причина не в нерадивости приставов, а в объективной реальности, изменить которую на уровне исполнения невозможно.

Недавно в Зее побывал главный специалист-эксперт управления федеральной службы судебных приставов по Амурской области Виктор Куделин. Вместе с исполняющей обязанности начальника отдела судебных приставов города Зеи Диной Бондаренко он встретился и побеседовал с корреспондентом “ЗВ”.

Невидимые миру слёзы

Исполнение решений по взысканию алиментов на воспитание детей занимает настолько значительное место в работе судебных приставов, что многие искренне считают: ничем иным они и не занимаются. Поймал, дескать, неплательщика, заставил его исполнить судебное решение – заплатить по долгам, и гуляй, Вася. Это, конечно, не так, заверили корреспондента собеседники, но действительно работа с задолжниками по алиментам отнимает значительную часть времени. Как оказалось, задача эта непростая и весьма специфическая. Начнём с того, что люди, обязанные к уплате алиментов, не просто их не платят, а ещё и скрываются от бывших жен и судебных приставов. Некоторые преуспели в этом деле настолько, что могут с успехом работать на нелегальном положении в какой-нибудь зарубежной стране. Да, пошутил, пошутил. Конечно, никто их в разведчики не возьмёт по причине крайне низких морально-волевых качеств.

– Очень многие неплательщики алиментов, – рассказывает Виктор Анатольевич, – не работают и не имеют средств не то чтобы заплатить алименты, но даже на собственное пропитание. Имущества, которое можно обратить к взысканию, тоже, как правило, нет и в помине. В лучшем случае замызганный телевизор и такая же видеотехника. Изымать это “добро” нет смысла, поскольку реализовать его всё равно не получится.

Многие из должников злоупотребляют алкоголем, имеют низкий образовательный уровень и испытывают серьёзные проблемы с трудоустройством. Конечно, работать хотят не все и немало тех, кто просто ищет причину сидеть дома и ничего не делать. По мнению Виктора Куделина, в вопросах трудоустройства неплательщиков должны более деятельное участие принять судебные приставы. Для этого нужно сотрудничать с центрами занятости. Может быть, действительно, это как-то сгладит остроту ситуации, но думается, что тот, кто хочет работать, обойдётся и без поводыря. Да и, честно сказать, нет времени у судебных приставов-исполнителей на то, чтобы брать взрослого дядю за ручку и устраивать его на работу. Ведь у каждого по 100 исполнительных производств.

Но матери, которая одна поднимает ребёнка, от этого не легче. У неё судебное решение, и она справедливо требует его исполнения. Сколько душераздирающих сцен видели стены отдела судебных приставов, сколько проклятий и угроз сыпалось на головы тех, кто хочет, но не в силах исполнить то, что написано на бумаге.

Злостного неплательщика можно упечь и за решётку, но много ли проку будет от этого? Отправится в места лишения свободы неимущим и таким же выйдет оттуда. Как не платил по исполнительному листу, так и не будет платить.

Защитить пристава

Время от времени в СМИ появляется информация о нападениях на судебных приставов, которые, находясь при исполнении обязанностей, посещают квартиры должников. Оскорбления со стороны тех, кто не хочет платить, – обычное дело, но нередко в ход идут бытовые предметы, с помощью которых жильцы стараются избавиться от нежелательных посетителей.

Вот здесь, накануне Международного женского дня, уместно будет напомнить, что в Зейском отделе подавляющее большинство судебных приставов-исполнителей – женщины. Так уж повелось ещё со времён советской власти, что на самых сложных участках у нас представительницы прекрасного пола. Районище наш занимает едва ли не треть территории Амурской области, ездить женщинам приходится часто, удобств в населённых пунктах района нет никаких. Они не ропщут, и, по словам Дины Владимировны, коллектив сложился стабильный. Вроде убегать никто не собирается, хотя работа, как мы уже заметили, – не подарочек. На весь отдел один УАЗик – “буханка”, хотя, с учётом обширности территории и стоящих задач, надо бы несколько автомобилей повышенной проходимости.

Понятно, что по одному судебные приставы-исполнители не ходят и сопровождают их приставы мужчины, которые обеспечивают деятельность судов. Как правило, мужчины ранее проходили службу в силовых структурах и, к тому же, специально обучены для того, чтобы отразить нападение и защитить исполнителя, но никто не гарантирован от неожиданной выходки неустойчивых граждан.

Как бы не складывалась ситуация, судебные приставы-исполнители решают поставленные перед ними задачи, даже несмотря на всё возрастающую нагрузку. Даётся это непросто, поскольку возникающие проблемы носят системный характер, но об этом мы уже говорили.

Григорий Филатов.

Фото автора.

{jcomments on}

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Больше записей