В рамках благотворительной программы РусГидро «Парус надежды» при финансовой поддержке Зейской ГЭС в Зее 28-29 октября прошли гастроли Амурского областного театра драмы. Взрослые смогли посмотреть мистический дивертисмент «Ночь перед Рождеством» по одноименной повести Николая Гоголя, а маленькие зрители — сказку «Огненный принц».
«Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа…».
Белые украинские хаты в голубом сиянии месяца. На сцене «Энергетика» спектакль по повести Н. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Пересказывать его содержание нет смысла. Эта повесть известна всем еще со школьной скамьи. А вот узнать впечатление зрителей о спектакле…
После первого действия в антракте в соседнем ряду жаркая полемика. Спорят двое. Назовем их так: «Литератор» и «Зритель».
— Очень артистичное исполнение, хорошие декорации. То есть Гоголь, который нам известен с детства, здесь оживает в красках, танцах, постановке, — говорит Литератор.
— Ни в душу, ни в голову не «пробивает», — возражает Зритель.
— А что, нужны какие-то страдания? — парирует оппонент.
— Но ведь должны же хоть какие-то эмоции пробиваться в зал?! Я смотрю на зал, а он какой-то «мертвый». Нет главного — сопереживания! — горячится Зритель.
— А кто у нас в Зее хоть когда-то сопереживал на спектаклях, да и чему тут сопереживать?
— В отношении зейских зрителей — вы зря. Сопереживают и еще как! А вот на этом спектакле — полнейшее равнодушие.
— А чему тут сопереживать?
— Вот видите — нечему! Посмотрите, зрители не реагируют даже на шутки героев пьесы!
— Режиссер замечательно отнесся к тексту. И в этом огромный плюс постановки. Они хорошо преподносят авторскую речь.
— В вас говорит литератор, поэтому и разбор пьесы чисто с литературной точки зрения.
— Мы смотрим иллюстрацию литературного произведения. Так и должно быть!
— Да, но нам хочется быть зрителем: волноваться за героев, эмоционально воспринимать какие-то события. А тут смотришь в какой-то полудреме…
— Но ведь это вам ни «Шинель» и не «Нос»! Это — сказка.
— А мне нравится! — вступает в полемику рядом сидящая женщина, — Гоголь, по крайней мере, не искажен. Я пришла сказку посмотреть, а не триллер или боевик какой-то.
— Я слушаю дыхание зала и вижу, что он не «дышит». Все притихли, потому что находятся в некотором недоумении, — возражает Зритель.
(И тут он прав. В первом действии реакция зрителей нулевая).
Услышав полемику Литератора и Зрителя, в обсуждение вступает еще одна зрительница:
— А мне нравится! Мне нравится, как играет Владимир Матвеев. Несмотря на свой возраст, посмотрите, как он хорош в этой роли! А Императрица (актриса Анна Лаптева) — это же чудо!
— Да нет, суть вопроса в том, как материал адаптирован к сегодняшней жизни, — поясняет Зритель.
— Очень хорошо! Нам этого не хватает. Надоели боевики, любовные треугольники, глупые комедии, триллеры, а здесь сидишь — отдыхаешь!
— Ну да, — иронично соглашается Зритель, — здесь сидишь да и сидишь, глядишь да и глядишь…
— По крайней мере, забываешь на какое-то время, что дома надо массу дел переделать, — откликается на иронию Литератор.
— А о чем думаешь? — не унимается Зритель, — ни о чем не думаешь!
— Театр как театр, — не сдается Литератор, — просто смотришь классическое произведение и все! Мы пришли в театр!
— В театр ходят знаете за чем? — не унимается Зритель, — за эмоциями! А когда сидишь, и никаких эмоций — это уже не театр!
— Ну так вызовите в себе эмоции, — предлагает оппонент.
— А как? — недоумевает Зритель, — как я сделаю это, если меня здесь ничего не трогает, не волнует?! И, если судить по реакции зала, ни меня одного. Вы хоть раз слышали, чтобы кто-то засмеялся? Или раздались аплодисменты? А таких моментов по ходу пьесы было предостаточно. Реакция должна быть, а она как раз и отсутствует!
— Актеры приехали к нам сюда, к черту на кулички, по ужасной гололедице, и сразу с корабля — на бал, согласитесь, им после такой тяжелой дороги играть сложно, ведь они даже не отдохнули! — не сдается Литератор.
— Но ведь зритель не может впадать в сочувствие к актерам! Публике — подай! И ей не важно, устали они или нет, хорошее у них настроение или никуда не годится!
— Но ведь никто из зрителей не ушел! — выдвигает последний аргумент Литератор.
На этом мы и попрощаемся с участниками полемики. Тем более что антракт окончен и на сцене — второе действие спектакля, после которого зал провожает актеров овацией.
Юмор имеет одно немаловажное свойство — жить в определенном времени. Сейчас нам уже навряд ли покажутся смешными миниатюры, с которыми выступали в советское время такие мастера юмористического жанра, как Аркадий Райкин, Тарапунька и Штепсель (старшее поколение их прекрасно помнит), Геннадий Хазанов. А может быть, проблема в том, что устали люди от тревог, житейских неурядиц, несчастий, взрывов, катастроф (и в жизни, и на экране), потеряли веру и в себя, и в других. Замкнулись, захлопнулись, упаковав души в бронежилеты, а в результате отучились улыбаться, отучились впускать в себя радость, потеряли искренность и непосредственность.
Чего не скажешь о наших детях, которые искренне и от души пока еще умеют радоваться и сопереживать. На спектакле «Огненный принц» порой не могла решить, что мне доставляет большее удовольствие: наблюдать за сценическим действом или выразительными мордашками многоуважаемой публики. Реакция ребятни на игру актеров потрясающая. О чем сказка? Как и всякая — о добре и зле. О том, как в заколдованном лесу жили злая нечисть и украденный Бабой Ягой человеческий сын Иван, полный любви ко всему на свете. Даже мухоморами он любуется, потому что они красивые. И никак не может нечистая сила остудить его доброе сердце. Учит-учит его злу, да все напрасно: вместо ядов у него лекарство получается, вместо злобы — добро и радость. В финале, как и положено в сказке, происходит чудо: на смену злобе и коварству в сердца нечисти приходит любовь.
Вот так бы и в жизни…
Татьяна Тарасова.
Фото автора.
{jcomments on}
Добавить комментарий