Сколько воды утекло через первый гидроагрегат Зейской ГЭС за долгие годы его работы! Для человеческой жизни – это возраст молодости, а для машины – солидный срок работы. За эти годы менялись руководители, обслуживающий персонал… Неизменными оставались только плотина да работающие агрегаты.
Моя связь с энергетикой оказалась очень прочной. Делались попытки уйти в другую сферу деятельности, но каждый раз возвращалась обратно.
“Нам электричество пахать и сеять будет. Нам электричество из недр всё добудет. И будем жить мы да только поживать, и лишь на кнопочки мы будем нажимать…” – пели мы в студенческие годы, сидя у костра на берегу Тихого океана. Однако в жизни всё оказалось не так радужно, как в песне.
Что нужно для счастья
Начало 70-х годов было периодом становления большой энергетики в Советском Союзе. Строились мощные гидроэлектростанции в Сибири и на Дальнем Востоке. Велось проектирование и строительство ЛЭП и подстанций 500 кВ. Отечественная промышленность поставляла на стройки качественное оборудование и материалы.
Если сейчас посмотреть на объекты, которые находятся в ведении таких крупных компаний, как “Федеральная сетевая компания” или “РусГидро”, то все они в основном построены в 70-80-х годах. В то же время готовился к пуску первый агрегат Зейской ГЭС.
В ту пору на станции формировался профессиональный коллектив эксплуатационников. С известных всему миру гидроэлектростанций – Братской, Курейской, Токтогульской, Бухтарминской, приехали в Зею профессионалы. Каждый старался привнести в общее дело всё лучшее, что было наработано им на прежнем месте.
Жизнь била ключом, и всё было интересно. Запали в память слова начальника турбинного цеха Александра Захарова: “Это самое интересное и счастливое время – люди заняты делом. А когда проложат асфальт, машинный зал оденут в гранит и мрамор, начнутся проблемы личностных отношений”. И добавлял: “Человек должен жить трудно – тогда он будет счастлив”. В справедливости этих слов не раз убеждала меня жизнь.
Работать с профессионалами своего дела было настолько интересно, что трудно передать словами. Как губка, впитывали мы опыт Станислава Локтионова, Геннадия Михайлова, Александра Захарова, Варвары Бердович… Эти люди были разными по характеру, но очень близки по отношению к делу.
Ответственность
На проводимых главным инженером планёрках нередко разгорались жаркие споры по тому или иному вопросу. Принимая решение, он говорил: “Я всех выслушал, но делать будем так…”. Может быть, потому Зейская ГЭС так надёжно работает, что в период закладки фундамента будущих успехов у истоков стояли такие квалифицированные и надёжные руководители. Они не боялись взять на себя всю полноту ответственности за принятые решения.
В советское время главная задача энергетиков состояла в надёжном и бесперебойном электроснабжении. Это уже в период “дикой перестройки” появилось понятие “веерное отключение”. Мы стали свидетелями крупных техногенных катастроф в энергетическом хозяйстве. Наводнения, произошедшего в результате паводка 2013 года, не должно было случиться в принципе, так как гидростанции Дальнего Востока – это станции многолетнего регулирования. Да простят меня экономисты, но это случилось в результате их бездарного экономического планирования.
Не должна была Зейская ГЭС накопить лишней воды, и Бурейская ГЭС – тоже. Надо было грузить эти станции так, чтобы шла сработка водохранилищ, и разгружать тепловые станции Дальнего Востока в весенне-летний период, когда требуется минимальная выработка тепла. Вот только после реформы РАО ЕЭС России такой вариант управления оказался неприемлемым. Решать такие сложные задачи можно было только в объединённом энергетическом пространстве (таком, как было в СССР).
В данной ситуации не деньги должны решать, а здравый смысл. И не надо винить природу, всё было рассчитано по столетним прогнозам, и подобные паводки учитывались.
Разделение энергетики было большой ошибкой. Эффекта от этого мало – инвесторы не пришли, а ущерб причинён значительный. Можно предположить, что зарубежные советники со своей задачей справились – развалили самую мощную и надёжную энергосистему в мире.
Остаётся надеяться, что пройдёт время и победит здравый смысл. Не будет у нас таких аварий, как на Саяно-Шушенской ГЭС.
Профессионалы могут всё
Но жизнь продолжается, и энергетика нужна не только акционерам, но и простым людям. И поэтому я до сих пор в энергетике.
С 2008 года занимаюсь проектированием и строительством газотурбинной электростанции для Новоуренгойского газохимического комплекса. Установленная мощность её 120 МВт. По сравнению с Зейской ГЭС – небольшая. Станция будет работать на метановой фракции природного газа, отработки после производства этилена и полиэтилена на комбинате в городе Новый Уренгой. Это современная парогазовая установка стала детищем полного проявления конгломерата оборудования из многих стран мира.
Опыт, полученный мной на Зейской ГЭС, очень пригодился. Станция явилась детищем совместного труда проектных организаций. Самое трудное – это стыковка различного типа оборудования. Однако опыт работы в очередной раз доказал, что профессионалы могут всё. Станция уже готова к эксплуатации.
Хочу обратиться к молодёжи: кем бы вы ни были и где бы ни работали – будьте предельно ответственными и грамотными специалистами. Энергетикой должны управлять профессионалы. Это серьёзная отрасль. Надеюсь, что Зейская ГЭС ещё долгие годы будет давать людям свет и тепло.
Светлана Дудченко,
ведущий специалист Новоуренгойского территориального управления строительства.
{jcomments on}
Добавить комментарий