Яблоко раздора

«ЗОЛОТАЯ ЛИХОРАДКА»

Но «прошла беда, крестьянин встал и…». Когда угроза стихии миновала и настало время компенсационных выплат пострадавшим, случилось то, что меньше всего предполагалось, — между теми, кто ещё вчера плечом к плечу противостоял общей беде, возникли обиды и разногласия. Кто-то искренне считает, что его обделили, а соседу незаконно выдали деньги, кто-то ставит под сомнение объективность комиссионного обследования его жилища и даже сомневается в компетенции комиссии… Вопросов, связанных с выплатами, множество. И сейчас, когда в районную, сельские администрации и суд обрушился вал заявлений, градус социального напряжения ничуть не ниже, чем он был в период паводка. Правда, в отличие от летних событий, эта напряжённость не так очевидна, но не менее разрушительна, ведь добрые соседи на много лет могут стать заклятыми врагами.

 

Информационные встречи с жителями населённых пунктов, которые с началом стабилизации ситуации возобновил глава Зейского района, по сути дела, сведены к одной теме — выплате денег пострадавшим. На днях Андрей Сухомесов побывал в Чалбачах и Алгаче, встретился с жителями этих сел и постарался ответить на те вопросы, которые накопились у людей.

ЗАЯВЛЕНИЕ ПРИНИМАЮТ, НО…

И в том и другом населённых пунктах, прежде чем перейти к обсуждению текущих проблем, глава района проинформировал собравшихся о ситуации, которую пережили (и продолжают переживать) жители. Он напомнил, что первые выплаты пострадавшим из Ивановки (в размере десяти тысяч рублей) были сделаны ещё 26 июля, когда паводок только набирал силу и все самые серьёзные испытания были впереди. На страницах «ЗВ» мы достаточно подробно рассказывали об этом.

Когда вода пошла на убыль, рассказал Андрей Модестович, нужно было решать первоочередные вопросы и, прежде всего, оказывать помощь пострадавшим и восстанавливать транспортные коммуникации. Что касается сообщений между населёнными пунктами, то сейчас оно полностью восстановлено. Но мало просто восстановить дороги. Нужно извлечь уроки из произошедшего, и сейчас речь идёт об усилении «слабых звеньев»: подъёме насыпи на тех участках, которые в пору половодья перемывались, доведении до проектного уровня защитной дамбы в Ивановке, укреплении старых и строительстве новых мостов. Эти работы непременно будут выполняться, сейчас разрабатывается проектно-сметная документация.

Что касается заявлений, которые (как оказалось) продолжают поступать от жителей района, считающих себя пострадавшими от паводка, то они, несмотря на упущенные сроки, будут рассматриваться. Но к каждому из них будет взвешенный подход. Это разумно, поскольку людям было предоставлено достаточно много времени, чтобы письменно обратиться к властям, и если были форс-мажорные ситуации, то это уже совсем исключительные случаи.

ПОСТРАДАВШИЕ И НЕ ОЧЕНЬ

Глава района объяснил критерии определения пострадавших и не пострадавших. По его словам, на видеоконференциях с губернатором было принято решение считать пострадавшими тех, чьи подполья затопило водой. При районной администрации была создана межведомственная комиссия, которая проводила проверку пострадавших усадеб. К настоящему времени на территории Зейского района признаны пострадавшими 4156 человек.

Андрей Сухомесов пояснил, что первоначально планировалось четыре вида выплат: две из областного и две из федерального бюджета. Выплаты из области пошли, и в результате люди получили свыше 14 миллионов рублей. Но 30 августа президентом РФ был подписан Указ, в соответствии с которым финансирование пострадавшим должно было осуществляться из одного источника — федерального бюджета.

Что касается компенсаций за погибший урожай, то глава района подчеркнул, здесь нужно иметь в виду два явления: затопление (в результате подъёма воды) и неблагоприятные агрометеорологические условия. Независимо от явления, было решено организовать подвоз и продажу картофеля и других овощей по льготной цене (10 рублей за килограмм). Так, в район привезено 447 тонн картофеля, доставка его обошлась районному бюджету в сумму около трёх миллионов рублей. Все заявки на картофель, капусту и морковь удовлетворены полностью.

Что касается компенсации (из расчёта три тысячи рублей за сотку), то выплатят деньги только тем, чьи огороды были затоплены разлившимися реками, а не пострадали в результате обильных дождей. Объясняется это тем, что для восстановления плодородия почвы, которая на время оказалась дном разлившейся реки, потребуется значительно больше сил и средств, чем при ситуации, когда овощи сгнили на корню из-за переувлажнения почвы.

ЖИЛЬЁ НУЖНО ОФОРМЛЯТЬ

Несмотря на то что большая вода ушла, её последствия ещё долго будут ощущать жители района. С наступлением морозов наверняка возникнут проблемы с деформацией строений, отопительных печей из-за вспучивания грунта. Глава района пояснил, что в этом случае также нужно обращаться с заявлениями по поводу оказания помощи. Комиссия продолжит работу и выедет по каждому случаю обращения.

— Если это муниципальное жильё, — сказал он, — будет оказана помощь в его ремонте, но если речь идёт о приватизированном или бесхозном жилье, то придётся думать, как это сделать.

Как оказалось, и в Чалбачах, и в Алгаче некоторые жители годами проживали в бесхозных строениях, которые пострадали от паводка. Сейчас многие из них мечтают о новом жилье, но дом (при поддержке Министерства социальной защиты населения) можно построить лишь в том случае, если пострадавший является собственником жилья. Следовательно, дом нужно срочно приватизировать. Сейчас это можно сделать довольно быстро и не потребуется собирать много бумаг.

— Выход из положения всегда можно найти, — считает глава района, — и если человек оказался в трудной ситуации, мы всегда готовы оказать помощь, предложить варианты решения жилищной проблемы. Никто никому ни в чём не откажет.

«ЛУЧШЕ БЫ ЭТИ ДЕНЬГИ ВОВСЕ НЕ ДАВАЛИ»

Беседа с жителями Алгача прошла довольно бурно и не только потому, что, в отличие от соседних Чалбачей, здесь оказалось затопленными несколько домов. К сожалению, катализатором накала страстей стали всё те же претензии по поводу выплат отдельным жителям посёлка, признанным пострадавшими от подтопления. Договорились даже до того, что надо бы, в обход существующего порядка, признать пострадавшими тех, кого это коснулось номинально. Разумеется, никто эту идею не поддержал. Честно сказать, слушать всё это было тягостно, и очень хорошо сказала одна из пожилых жительниц села, призвавшая людей не завидовать тем, кто получил, а порадоваться за то, что им оказана помощь.

— А может быть, лучше бы её вовсе не давали, как это было в прежние годы, когда приходила вода, — добавила она. — Людей эти деньги только перессорили.

Страсти порой зашкаливали, и было очень непросто донести до собравшихся информацию о том, как нужно действовать в тех или иных ситуациях. Дошло до того, что некоторые из присутствовавших стали связывать возникшие проблемы с якобы бездействием главы сельсовета Василия Малюгина. Разумеется, это не так. В те дни, когда в селе сохранялась чрезвычайная ситуация, Василий Алексеевич жил делами и заботами людей. Достаточно вспомнить, как он за рулём трактора возил по обесточенному посёлку дизель-генератор, подавая электроэнергию попеременно на улицы села, чтобы у людей в холодильниках не пропали продукты и они смогли накачать воды из скважин.

Кстати, глава сельсовета напомнил жильцам бесхозных домов, что многие из них не спешили легализовать своё проживание в них из-за желания сэкономить на оплате. Из этих же соображений не все побеспокоились о получении права собственности на земельный участок. В результате люди не могут претендовать на получение материальной помощи из расчёта три тысячи рублей за сотку.

Григорий Филатов.

Фото автора.

{jcomments on}

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Больше записей