Одним из главных признаков демократического общества является доступность всех без исключения граждан к новостям о происходящих событиях в стране и мире. Право на получение информации закреплено в основном законе нашего государства. Для того чтобы обеспечить это конституционное право, существуют средства массовой информации. Есть и закон о СМИ, который
в том числе определяет права и обязанности журналистов и чиновников.
Корреспондентам здесь не место
Мы высоко ценим уровень информированности наших читателей, а потому никогда не стали бы объяснять им эти очевидные вещи. Но в данном случае речь пойдёт не о рядовых гражданах, а о руководстве администрации Зейского района, которое однажды решило воспрепятствовать журналистам “ЗВ” их законному праву на сбор информации. Случилось это в январе, когда без всяких видимых на то причин журналистам “ЗВ” стали указывать на дверь в самый разгар аппаратных совещаний в администрации района. Представителям СМИ дозволили выслушивать информацию, касающуюся деятельности федеральных структур власти, но наложили табу на информацию, касающуюся деятельности аппарата администрации. Между тем именно во второй половине “планёрок” обсуждались и решались вопросы, имеющие прямое отношение к жизнеобеспечению муниципального образования “Зейский район”.
Редакция отправила официальный запрос на имя главы администрации района с просьбой дать объяснение запрету на осуществление профессиональной деятельности журналистов. Ровно через месяц был получен ответ, из смысла которого следовало: информация, что звучит во время аппаратного совещания с сотрудниками администрации, предусмотрена исключительно для внутреннего употребления. Для широкой публики, то бишь для населения района, она не предназначена.
Не для чужих ушей
Одним из краеугольных камней, который положен в основу федерального закона № 131 “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”, является принцип открытости и гласности муниципальных органов. Это не может быть пустой декларацией хотя бы уже потому, что без прозрачности и открытости весь этот закон не стоит и выеденного яйца. Ну не может муниципальная власть разговаривать шёпотом, принимая решения. Чужих ушей боятся те, кто обсуждает заведомо незаконные действия. Если власть действует в соответствии с законом, то и шептаться нет никакой необходимости. И скрывать нечего.
Для чего корреспонденту нужно присутствовать во время обсуждения? Да для того, чтобы донести эти обсуждения до людей. Они вправе знать не только то, что власти уже решили и сделали, но и то, что они пока только решают и собираются сделать, для того чтобы обеспечить гражданам безопасную и комфортную жизнь. Именно на стадии обсуждения жители района могут повлиять на принимаемые властями решения, а не тогда, когда дело уже сделано и его не изменить. Вряд ли кто станет спорить с тем, что в сёлах района живёт немало умудрённых жизненным опытом людей, бывших (или действующих) производственников, дорожных мастеров, энергетиков, теплотехников. Их опыт и советы уже никому не нужны? А как они могут включиться в процесс самоуправления, если даже не знают, о чем шепчутся власти?
Таких исков быть не должно
Когда стало понятно, что статус-кво по-доброму восстановить не удастся и руководство администрации района в отношении корреспондентов намерено придерживаться принципа “не допускать к информации”, не оставалось ничего другого, как решать этот вопрос в судебном порядке. Честно сказать, с трудом удерживаюсь от соблазна рассказать подробности судебного заседания, вернее о стиле защиты, который избрала сторона ответчика. Но делать этого не стану: каждый защищается так, как может. Достаточно будет сказать, что суд полностью удовлетворил требование корреспондента “ЗВ” прекратить необоснованное воспрепятствование профессиональной деятельности журналиста.
Вот тут бы самое время попрыгать от радости, но, признаюсь как на духу, делать этого совсем не хочется и вместо положительных эмоций на сердце тяжело. Ну, не должно быть таких судебных исков к местной власти. По определению быть не должно. Сам факт того, что это всё же случилось, свидетельствует об уровне властных структур. Неужели амбиции могут заслонить понимание того, что принимаемое тобою решение о запрете неправомерно?
И не нужно, увидев корреспондента на совещании в администрации, спрашивать прилюдно: “А вас кто пригласил?”.
Такой вопрос уместен только в том случае, если на фасаде здания администрации появится вывеска ОАО “Администрация Зейского района”. Но пока этого не случилось (и, надеемся, не случится), корреспонденты “ЗВ” будут ходить на те совещания и заседания, на которые считают нужным прийти, чтобы проинформировать граждан о положении дел в районе и городе. (Кроме тех, где рассматриваются вопросы, предназначенные для работников, имеющих специальный допуск).
И с этим фактом нужно смириться.
Григорий Филатов.
{jcomments on}
Добавить комментарий