«Зея-Джаз»: совершенно другой мир

Все, что я (человек далекий от музыки) до сего дня знала о джазе, уместилось бы в нескольких предложениях. В начале XX века в среде чернокожего населения Америки возникло новое музыкальное направление. Оторванные от родины и изнемогавшие от непосильного труда черные невольники искали утешения в музыке.

Шло время, постепенно этнические ритмы изменялись, и спустя десятилетия родилась новая оркестровая музыка – джаз. Еще помню, пожалуй, известные всему миру имена выдающихся мастеров джаза: Луи Армстронга, Дюка Эллингтона, Бени Гудмена, Глена Миллера, певиц Эллы Фицджеральд и Бесси Смит.

Вот, пожалуй, все мои познания. Поэтому на встречу с участниками оркестра «Зея-Джаз» я шла с некоторым трепетом. О чем пойдет беседа? Кто эти ребята? Как в нашей глубинке мог возникнуть такой оркестр? И ведь не просто местечковый оркестр, а лауреат нескольких гран-при. Все волнения оказались напрасными, но сначала хотелось рассказать именно о том, как…

ПЕРВЫЕ ШАГИ

Руководит оркестром «Зея-Джаз» преподаватель детской школы искусств известный в нашем городе музыкант Сергей Будник. Так сложилось, что жизнь Сергея Васильевича с детства тесно связана с музыкой. Окончив музыкальную школу в седьмом классе, он еще три года занимался в вокально-инструментальном ансамбле в «Ровеснике». После школы поступил в Благовещенское музыкальное училище по классу аккордеона, затем перевелся в Хабаровский колледж искусств и, закончив обучение, вернулся в родную Зею преподавателем музыки. Затем поступил на заочное отделение в Хабаровский краевой институт искусств и культуры по классу саксофона. По окончании института Сергей год проработал в Благовещенской детской школе искусств преподавателем по классу саксофона. Уже в 2002 году в школе существовал детский джазовый оркестр под руководством Андрея Копатько. Тогда впервые Сергею удалось побывать на джазовом фестивале в Хабаровске. Впечатления были столь яркими, что идея создать подобный коллектив в родном городе целиком его захватила. Сергей вернулся в Зею, а его идея получила всестороннюю поддержку директора школы искусств Анатолия Носова. В 2003 году приобрели инструменты и другую необходимую аппаратуру, в школе появилось эстрадно-джазовое отделение, затем на его базе создали небольшой ансамбль, а потом он вырос до небольшого оркестра. Именно тогда были сделаны первые шаги к успеху.

ОТ «ОСЕННЕГО БЛЮЗА» ДО ГРАН-ПРИ

В 2006 году эстрадный ансамбль школы искусств успешно дебютировал на джазовом фестивале «Осенний блюз» в Благовещенске. Спустя время ребята стали постоянными участниками фестиваля «Новые имена на Амуре» в областном центре. А два года назад у ансамбля появилось название – «Зея-Джаз». В 2012 году, выступив на V региональном фестивале юных исполнителей эстрадной музыки во Владивостоке, ансамбль получил высшую награду – гран-при. Ребята из «Зея-Джаз» стали лучшими из 14 коллективов! Это их самая значимая победа.

III Дальневосточный фестиваль джазовой музыки в Хабаровске принес ансамблю еще одну значимую победу – первое место в номинации «Эстрадные ансамбли: возрастная категория юношеская». Но и это оказалось не «потолок»: уже в этом году ребята, приняв участие в фестивале джазовой музыки в Благовещенске, вновь стали победителями.

Кто они – музыканты из оркестра «Зея-Джаз»? Это ученики и выпускники школы искусств, педагоги. Коллектив разновозрастный, но очень дружный и сплоченный, несмотря на то что состав его непрерывно меняется. Это главная сложность: ребята заканчивают обучение в школе и разъезжаются, состав участников обновляется почти ежегодно. А оркестр должен каждый раз возрождаться, как птица Феникс, и играть как единый слаженный организм. Вероятно, еще и поэтому профессионалы столь высоко оценили творчество зейских музыкантов. Кому, как не им, понятен огромный труд руководителя и участников оркестра.

«Зея-Джаз» – это не биг-бэнд (американский стандарт эстрадно-джазового оркестра, в котором играют четыре трубы, четыре тромбона, пять саксофонов – вся ритм-группа) – это именно эстрадно-джазовый ансамбль. В нем нет ни труб, ни тромбонов, а часть духовых инструментов заменили синтезаторами. Сейчас у ансамбля очень «сильный» репертуар, даже не детской школы искусств, а музыкального училища.

КТО ЕСТЬ КТО

Музыканты вообще необычные люди, с иным, более тонким взглядом на мир. Какими они видят себя? Как они видят свое увлечение, изменила ли их череда побед?

«Поездки на фестивали подарили мне самые яркие впечатления, – делится Анна Тубельцева (синтезатор, тромбон), – мы приобрели новые знакомства, многому научились на мастер- классах, узнали себя, заявили о себе. Кроме того, поездки – это всегда очень весело, свободного времени, конечно, не хватает, но мы все равно выкраиваем время, чтобы познакомиться с новым городом. Я выбрала джаз потому, что в нем музыкант может выразить свои чувства, импровизировать – это очень музыкальное душевное направление. Когда прихожу на репетиции, я расслабляюсь в коллективе единомышленников, а коллектив у нас очень дружный и сплоченный. Раньше, когда я училась в музыкальной школе, – это было обязательно, а сейчас я прихожу сюда для собственного удовольствия».

Для Светы Будник (синтезатор, трубы) каждая репетиция – это праздник, несмотря на железную дисциплину, и серьезные нагрузки. «Меня больше всего поразило на фестивале, – вспоминает Света, – что профессионалы играют без подготовки: чистая импровизация».

Мишель Герасимова (ударник) – человек взрослый, давно окончила школу. Для неё игра в ансамбле – большое и серьезное увлечение, и как бы она ни была занята, какими бы важными не были дела, она никогда не пропускает репетиции. «Для меня фестивали – это возможность не столько показать себя, сколько посмотреть на то, как работают профессионалы, – рассказывает Мишель, – они такие вещи делают! Мастер-классы учат очень многому, например, поведению на сцене. Я узнала, что музыкант может потребовать от организаторов концерта (размещение инструментов, микрофонов и т.д.). Очень ярким впечатлением стало наше выступление во Владивостоке. Там была старая дряхлая барабанная установка, дряблые тарелки и сломанный хэт (двойные тарелки). Он издает очень характерный звук. На нем лопнула пружина, и мне приходилось колотить едва ли не пяткой, чтобы хоть какой-то звук извлечь. Я расстроилась: весь звук плохой, шелестящий… А зрители и не заметили. И что обидно, следующим выступающим принесли новый инструмент. Поэтому, когда мы получили гран-при, я не поверила».

Говорят, саксофон звучит так, будто звучит душа музыканта. Марина Савосина – саксофонистка, наверное, поэтому ей запомнились не столько события, сколько эмоции, волнение, которое испытывали все (и не только во время выступления), волнительным было и ожидание поездки, и участие в фестивале, и, конечно, ожидание награды.

Имя Насти Иваровской известно зейским любителям музыки. Настя – великолепная скрипачка. А вот в ансамбле она играет на бас-гитаре. Такой брутальный инструмент в руках хрупкой яркой девушки смотрится очень впечатляюще. «В наших поездках мне больше всего нравится само выступление, – пояснила Настя, – я люблю сцену. Особенно, когда все хорошо подзвучено. А еще мы классно ездим в поездах, почти не спим, а когда мы все вместе – нам всегда весело».

“А когда ты выступаешь со скрипкой, ты тоже любишь сцену?”

“Нет… Тогда я ее боюсь! Ну, это если одна, а с ансамблем – люблю!”

Одна из взрослых участниц коллектива – Елена Иваровская. Елена Ивановна – педагог школы искусств, в ансамбль пришла по приглашению Сергея Васильевича и осталась. Ей удалось очень гармонично вписаться в коллектив. «Игра в джазовом ансамбле очень отличается от исполнения классики, – признается Елена Ивановна, – перестраиваться было не просто, но сейчас я уже не мыслю себя без репетиций, выступлений, без нашего дружного коллектива. Мы действительно очень весело путешествуем, но, в отличие от шумных компаний молодых людей, доставляющих окружающим одно беспокойство, мы веселимся культурно. Проводники нас любят, а пассажиры даже просят что-нибудь исполнить для них».

Это вообще удивительно и по-настоящему здорово, когда и мама, и дочь-подросток увлечены одним делом. У них не просто схожие интересы, они коллеги, единомышленники, друзья.

Дима Широких окончил школу искусств еще в 2001 году по классу аккордеона, в ансамбле играет на гитаре. Дима вернулся в коллектив недавно, подменив выпускников. И признается, что хотел бы остаться. Так же, как и Мишели, ему приходится подстраивать свое расписание под репетиции, которые никто не пропускает, но его это не смущает. Видимо, джаз – такая музыка, что забирает тебя без остатка.

Даниил Шевелев в этом году окончил школу по классу саксофона, и, конечно, он останется в ансамбле. Делать музыку своей профессией он не планирует, но то, что это увлечение всей жизни, не скрывает.

Мужская половина коллектива в эмоциях была более сдержана, но и они полны впечатлений от поездок и считают, что каждый фестиваль, каждая победа – это новый импульс к совершенствованию их мастерства.

В этом году коллектив, к сожалению, покинут несколько ребят. Уедут продолжать образование саксофонист Никита Башев и гитарист Артем Гончар. Для ансамбля это, конечно, большая потеря. Но подрастает следующее поколение музыкантов. Так что работы у Сергея Будника еще очень и очень много. Но впереди и новые победы.

Интервью закончилось, вроде можно расходиться, но ребята не спешили, потому что начинались каникулы и они расставались на все лето. Новые репетиции начнутся ближе к осени.

Я смотрела на них и удивлялась: все-таки музыка – это совершенно другой мир, я не имею в виду шоу-бизнес, речь именно о музыке. Доброжелательные, искренние, очень открытые в общении люди. Я не услышала ни одного жаргона или просто резкого слова, не увидела желания показаться лучше, чем они есть на самом деле. За спиной такие серьезные победы, а у них ни намека на звездную болезнь. Все-таки музыка – отличный воспитатель характеров.

Наталья Михайлова.

Фото автора и из архива ансамбля «Зея-Джаз».

{jcomments on}

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Больше записей