По маршруту далекого предка

Жить только прошлым нельзя

– В гостях всегда хорошо, но когда тебя встречают с таким искренним доброжелательством, приятно вдвойне, – отвечает на мой «излюбленный» вопрос правнучатый племянник генерал-губернатора Николая Муравьева-Амурского Василий Муравьев-Амурский.

Скажу сразу, что взять интервью в полном понимании этого слова не удалось – график пребывания делегации расписан буквально по минутам, поэтому общение проходит урывками, в промежутках между экскурсиями по достопримечательностям города. А если до конца быть откровенной, то, учитывая возраст профессора, завкафедрой графического дизайна Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица, «загружать» его своими банальными вопросами «рука не поднялась».

– Что я? Мне просто повезло в жизни, что родился, – продолжает Василий Сергеевич, – я не испытываю особую гордость в том, что я Муравьев-Амурский. Это все в прошлом. Надо строить будущее, я считаю. А вот каким оно будет – зависит от молодежи. Без прошлого нет будущего, но и жить только прошлым нельзя. Надо принимать или хотя бы осмысливать то, что случается сегодняшним днем.

Подробности, без которых не обойтись

Визит в Зею делегации в составе Василия Сергеевича, его супруги, внучки, президента Амурского некоммерческого фонда возрождения культурных и православных традиций «Албазинской иконы Божией Матери» Николая Попело, атамана Амурского окружного казачьего общества Олега Шипилова и кандидата исторических наук Елены Рудаковой проходит в рамках проекта «По пути Николая Николаевича Муравьева-Амурского».

Елена Михайловна, автор идеи проекта, рассказывает:

– С Василием Сергеевичем познакомилась в ходе разработки общественных социально значимых проектов, где одной из тем являются проблемы преодоления кризиса семейных ценностей. В благовещенской городской организации пожилых людей мне предложили встретиться с Василием Сергеевичем, дали адрес, контакты. В свое время он уже побывал в Хабаровске, Владивостоке, но, дожив до 72 лет, еще ни разу не был в Благовещенске. В прошлом году мы пригласили его на «Амурскую осень». К сожалению, из-за стихии удалось посетить только Албазино и осмотреть Благовещенск. И тогда было принято решение, что на следующий год проект начнется в Албазино, где будет дан старт сплаву Албазино–Благовещенск, посвященному 160-летию первого амурского сплава и 205-летию Николая Муравьева-Амурского.

Проект «По пути Николая Николаевича Муравьева-Амурского» включает в себя два маршрута – водный и сухопутный, которые осуществляются одновременно. Водный – начался сплавом по Амуру от Албазино до Благовещенска и проходит в два этапа. В первом – от Албазино до Черняево – участвуют ребята почти из всех районов области. Они идут на катамаранах под казачьим флагом, в Черняево передают вахту казакам, которые идут по Амуру на весельных ялах. Общая протяженность водного маршрута 670 км, из них 270 – проходит молодежь и 400 – казаки.

Сухопутный маршрут проекта проложен по тем местам, которые связаны с именем Николая Муравьева-Амурского и как-то зафиксированы на карте. Кроме того, он включает в себя три этапа – городской, областной и международный. Городской – это посещение Благовещенска, областной – городов и поселений Амурской области, международный – городов Токио и Йокогамы. Тема поездки в Страну восходящего солнца – «Православие в Японии» и связана она со 155-летием путешествия Николая Муравьева-Амурского на берега восточного соседа России. В Японии состоится встреча в консульстве, делегация посетит русские святыни и места, связанные с именем генерал-губернатора Восточной Сибири и Дальнего Востока.

 

Справка «ЗВ»

Граф Николай Николаевич Муравьев-Амурский (1809–1881гг.) – российский государственный деятель, с 1847 по 1861 год служил генерал-губернатором Восточной Сибири. Муравьев-Амурский сыграл видную роль в истории расширения российских владений в Сибири – ему принадлежит почин в возвращении Амура, который империя уступила Китаю в 1689 году. Переговоры с китайским правительством длились долго, и только 16 мая 1858 года Муравьев заключил с Китаем Айгунский трактат, по которому Амур до самого устья стал границей России с Китаем. Муравьев получил за заключение этого договора титул графа Амурского.

Умер Муравьев-Амурский 18 ноября 1881 года в Париже, похоронен на Монмартовском кладбище. В 1990 году останки Николая Николаевича перевезли во Владивосток и перезахоронили в районе исторического центра города.

 

 

В ходе реализации проекта у участников экспедиции родилась идея пронести своего рода святой огонь по всему маршруту.

– Во время молебна в храме Албазино мы зажгли свечи, – рассказывает Николай Попело, – и сейчас, проезжая по городам области, везде, где есть православные храмы, на короткое время зажигаем их от негасимых лампад. Потом, по завершении маршрута, одну свечу Василий Сергеевич увезет в Санкт-Петербург, одна останется в Японии, одна – в Албазино и одна – в кафедральном соборе Благовещенска.

Знакомство с Зеей

В первый день визита осмотр городских достопримечательностей начинается с посещения храма Святой великомученицы Варвары подворья женского монастыря. При въезде на подворье почетных гостей встречают глава города Сергей Матвеев, глава администрации Вячеслав Сорочук и заместитель главы администрации по социальным вопросам Андрей Владимиров. Сергей Александрович вручает Василию Муравьеву-Амурскому на память о посещении Зеи памятный знак, выпущенный к 135-летию города. Далее – небольшая экскурсия, во время которой гости знакомятся с историей монастыря и храма. Затем кортеж направляется в конно-спортивный клуб «Пикан» и в храм Святителя Николая Чудотворца в Зее. И везде радушный прием со стороны хозяев и нескрываемый искренний интерес со стороны гостей.

В храме Святителя Николая Чудотворца экскурсантам выпала редкая возможность побывать на колокольне. Мог ли в далеком XIX веке граф Муравьев-Амурский предположить, что через полторы сотни лет его праправнучка посетит те земли, которые усилиями генерал-губернатора стали российскими, и известит о своем пребывании на амурской земле звуками церковного колокола…

Дарья Дмитриевна

Или, как ее любовно называет дедушка, – Дашка, по характеру очень схожа с Василием Сергеевичем: улыбчивая, с тонким чувством юмора, открыта и проста в общении. В родословной книге Муравьевых её родовой номер 510-й, номер Василия Муравьева-Амурского – 462. В генеалогическом древе рода каждый Муравьев и урожденная Муравьева имеют свой родовой номер. Женщины, приходящие из других фамилий, имеют номер мужа с литерой «ж». Так, у супруги Василия Сергеевича Виктории Стрельцовой он 462-ж.

В этом году Дарья закончила академию им. Александра Штиглица, то есть пошла по стопам обожаемого ею дедушки.

– В нашей семье дедушка – патриарх, – с восхищением говорит Дарья, – я только сейчас начала ощущать свою причастность к столь древнему роду. До поездки на Дальний Восток это было как само собой разумеющееся. Здесь, на амурской земле, это более ощутимо, более весомо. И я только сейчас начинаю проникаться мыслью, что мой дедушка – потомок великого рода.

Позже, во время встречи с общественностью города, на вопрос, возьмет ли она со временем к своей фамилии приставку Амурская, Дарья Дмитриевна ответила: «Навряд ли. Ответственность очень большая».

– В детстве я была абсолютной дедушкиной внучкой, – продолжает Даша, – баловал он меня безумно. Наказывал ли за шалости? Нет, ни разу. Мне было два года, когда погиб мой отец, думаю, что вся любовь бабушки и дедушки выплеснулась на меня, я была и, по-моему, остаюсь обожаемым ребенком. И при всем этом отношение ко мне очень строгое. Когда училась в академии, где преподают бабушка и дедушка, он строго-настрого наказал преподавателям: «Муравьевой ставим «тройки». И только на защите дипломной работы мне удалось получить «отлично» потому, что в комиссии дедушка право голоса не имел.

По словам Дарьи, Василий Сергеевич очень любит историю, как России вообще, так и историю своей семьи. Но основное его хобби, даже не хобби, а смысл жизни – это профессия и студенты, которые обожают своего профессора.

– Какое впечатление о Зее? – переспрашивает Даша. – Первое, что бросается в глаза, – это доброжелательность. Люди здесь какие-то особенные – искренние, отзывчивые. Еще у вас потрясающая природа, такого количества цветов и зелени не в каждом городе увидишь.

«Я – семнадцатое поколение Муравьевых»

Василий Сергеевич – единственный в стране носитель знаменитой фамилии человека, которому наша область обязана своим появлением на карте. У графа Николая Муравьева-Амурского был родной брат Валериан, его сын Александр Валерианович – дед Василия Сергеевича. Самому генерал-губернатору Восточной Сибири и Дальнего Востока Василий Сергеевич приходится правнучатым племянником.

Он родился и вырос в Ленинграде, там же окончил школу, затем Ленинградское художественно-промышленное училище им. В.М. Мухиной (ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица) по специальности «художник декоративно-прикладного искусства».

Первые упоминания в документах о Муравьевых относятся к 1488 году, когда Василий III, отец Ивана Грозного, дал распоряжение о том, чтобы двух боярских детей рязанских Ивана Муравья и Осипа Пущу (в то время фамилий как таковых еще не было) отправить на правый берег реки Луги для охраны тех мест от литовских нашествий. С 1789 года у родов Муравьевых и Пущиных появляется герб, что свидетельствует об их вхождении в силу.

– В нашем роду, – говорит Василий Сергеевич, – были министры и декабристы, губернаторы и писатели, художники и поэты. Например, прабабка писателя Набокова – урожденная Муравьева.

– Хочу сразу же внести ясность, – продолжает Василий Сергеевич, – я не имею графского титула. Потому что в Российской Федерации, в республике, не могу быть графом. Николай Николаевич Муравьев за заслуги перед Отечеством получил графский титул в 1858 году. Но он не имел детей. По негласным правилам того времени, когда человек, удостоенный графского или другого титула, покидал пределы Российской империи, он обязан был снять с себя и достоинство, графское или баронское, какое угодно. Николай Николаевич уехал во Францию и там был никакой не граф, а просто Муравьев.

Когда Николай Николаевич уехал, он попросил своего младшего брата Валериана Николаевича взять фамилию Муравьев-Амурский и графский титул. Но Валериан Николаевич умирает в 1859 году, при жизни Николая Николаевича. И когда в 1881 году Николай Николаевич скончался в Париже, то уже вдова Валериана Николаевича – Надежда Федоровна обратилась к императору Александру III.

– Мне 74 года и я – семнадцатое поколение Муравьевых, – говорит Василий Сергеевич, – и вообще не имел никаких оснований быть Муравьевым-Амурским. По распоряжению императора Александра III Амурским мог называться лишь самый старший в роду и к тому же бездетный. Это правило сохранилось в семье и поныне. Согласно ему фамилию Амурский мог получить старший двоюродный брат Александр, но он не захотел. В 1988 году он умирает, и я становлюсь первым, то есть все остальные идут моложе меня. В то время мне было 59 лет. И я подумал, что фамилия Муравьев-Амурский погаснет втуне. Я собрал родственников и объявил о своем желании взять фамилию. Они меня поддержали. И вот тогда я написал письмо в администрацию президента РФ с просьбой предоставить мне возможность изменить фамилию, добавив слово «Амурский». Буквально через две недели мне позвонили и сказали, что я могу получить в загсе все документы, начиная от свидетельства о рождении и заканчивая свидетельством о браке уже с новой фамилией.

Продолжить род по мужской линии сейчас пока некому – единственный сын Василия Сергеевича трагически погиб в 1993 году. Внучке Даше исполнилось только 23 года.

Мать Василия Сергеевича – Ия Панова (07.02.1899–26.12.1972), правнучка декабриста и выпускница гимназии принцессы Ольденбургской. Вместе с детьми пережила блокаду Ленинграда. Отец – Сергей Александрович Муравьев (07.11.1895–16.03.1968) – внучатый племянник Николая Муравьева-Амурского, офицер русского флота, офицер ВМФ СССР, капитан третьего ранга.

История шкатулки

В семье Василия Сергеевича и Виктории Константиновны бережно хранятся раритеты, связанные с именем Николая Муравьева-Амурского: трость генерал-губернатора, фрагмент шелковой китайской скатерти, на которой в 1858 году был подписан знаменитый Айгунский договор, закрепляющий левый берег Амура за Россией.

– Половину этой скатерти мы подарили хабаровскому краеведческому музею, когда были с супругой на праздновании юбилея Хабаровска, – поясняет Василий Сергеевич.

Кроме генеалогического архива, у Василия Сергеевича хранится галерея семейных портретов прошлых веков, есть даже портрет девятилетнего Николая Муравьева, будущего генерал-губернатора.

– Довольно интересна история одной вещицы, принадлежащей нашему роду, – рассказывает Василий Сергеевич, – во время войны мама с тремя детьми осталась в Ленинграде. Все, что можно было продать или обменять на продукты, – подвергалось обмену. В том числе исчезла и шкатулка с родовым гербом. Вдруг в 1974 году ко мне подходит профессор кораблестроительного инстита Ашин и спрашивает: “А ваша мама могла быть здесь во время блокады?», услышав утвердительный ответ, продолжил: «Знаете, у одной дамы я выменял шкатулку с вашим родовым гербом за две буханки хлеба. Я хочу сделать обратный мен. Приезжайте ко мне на квартиру, привезите две буханки хлеба и получите шкатулку». Так я и сделал, купил две булки хлеба, истратив 28 копеек, приехал к нему на квартиру, пожали друг другу руки, он дал мне шкатулку, я ему хлеб.

Личный фонд из копий фотографий и документов семейного архива Василий Сергеевич передал зейскому краеведческому музею.

Вояж продолжается

Второй день вояжа начался с посещения краеведческого музея, где состоялось открытие выставки, посвященной Новикову-Даурскому, кроме того, для гостей было проведено театрализованное мероприятие «История каши». Побывали потомки генерал-губернатора и в музее золотодобычи. На встрече с общественностью города в читальном зале городской библиотеки, где состоялось еще и открытие книжной выставки, посвященной Николаю Муравьеву-Амурскому, Василий Сергеевич и его супруга рассказали о себе, историю своего рода и ответили на вопросы горожан. В этот же день гости посетили еще одну выставку – выставку декоративно-прикладного творчества «Волшебной нити филигрань». Завершилась ознакомительная экскурсия по городу визитом в Детскую школу искусств, во время которой Василий Сергеевич озвучил идею об открытии на ее базе филиала Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица. Работу в этом направлении планируется начать уже в сентябре.

Завершился визит участников проекта «По пути Николая Николаевича Муравьева-Амурского» обзорной экскурсией на Зейскую ГЭС.

– На севере Амурской области я впервые. Да какой это север?! Для меня – это юг! – говорит Василий Сергеевич, – дальневосточники – это особая порода людей, людей, сильных духом и, как мне показалось, с крепкими семейными устоями, любящих и бережно хранящих историю родного края. В канун юбилея вашего города желаю ему процветания. Чтобы у Зеи были перспективы развития не только на ближайшие 10 лет, но и на 30–40. Тогда горожане будут жить спокойно, с уверенностью в завтрашнем дне.

Татьяна ТАРАСОВА.

Фото автора.

{jcomments on}

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Больше записей