Завтра на территории Амурской области пройдет свыше 30 избирательных кампаний по выборам в органы местного самоуправления. В день единого голосования в Береговом состоятся досрочные выборы главы Берегового сельсовета и дополнительные выборы депутатов Берегового сельсовета народных депутатов шестого созыва.
Об административной ответственности за нарушение законодательства о выборах мы попросили рассказать Владимира ФУРЦЕВА, начальника отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних.
«Нормы об административной ответственности в сфере избирательных отношений закреплены в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Основанием административной ответственности является нарушение федерального и регионального законодательства о выборах и референдумах, выражающееся в совершении физическими и юридическими лицами противоправных действий или бездействий.
Административная ответственность призвана воздействовать на различных правонарушителей из числа граждан, рядовых избирателей, а также из числа специальных субъектов — должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, председателей и членов избирательных комиссий и других уполномоченных лиц, так или иначе участвующих в избирательной кампании.
Законодательно установлена ответственность за нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей (ст. 5.1); неисполнение решения избирательной комиссии, непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума (ст. 5.3); нарушение установленного порядка опубликования документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума (ст. 5.5); нарушение прав члена избирательной комиссии, наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения и т.д. (ст. 5.6); проведение предвыборной агитации лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом, а также привлечение к проведению предвыборной агитации лиц, которые не достигнут на день голосования возраста 18 лет, в формах и методами, запрещенными федеральным законом (5.11); умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму (ст. 5.14).
Кроме того, ст. 5.10 введен запрет на проведение предвыборной агитации вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах. То есть проведение агитации по вопросам выборов в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования запрещается.
Следующая статья Кодекса, на которую я бы хотел обратить внимание, – это ст. 5.12, которая предусматривает наказание за изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах. Печатные или аудиовизуальные агитационные материалы должны иметь информацию об их тираже, дате выпуска, оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда и так далее. Что касается их размещения, то печатные агитационные материалы нельзя размещать в местах, которые запрещены федеральным законом, равно как в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов.
Особое внимание хочу обратить на ст. 5.16, в которой говорится об ответственности за подкуп избирателей либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах. Такие случаи в период проведения выборов в нашем районе имели место.
За вышеуказанные правонарушения предусмотрена административная ответственность в виде штрафа, его размер для физических лиц составляет от 500 до 5000 рублей. Для юридических лиц и избирательных объединений сумма может достичь 100 000 рублей.
Все это касается правонарушений, предусмотренных КоАП, но есть еще и Уголовный кодекс, где законодательно установлена ответственность за такие правонарушения, как: воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий либо деятельности члена избирательной комиссии, связанной с исполнением своих обязанностей (ст. 141). Здесь наказание предусмотрено в виде штрафа в размере до 80 тысяч рублей или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо исправительными работами. Те же деяния, соединенные с подкупом, обманом, принуждением и так далее, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или группой лиц по предварительному сговору, наказываются штрафом в размере от 100 до 300 тысяч рублей, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Вмешательство с использованием должностного или служебного положения в полномочия избирательной комиссии с целью повлиять на ее решение, а именно требование или указание должностного лица по регистрации кандидатов, подсчету голосов избирателей, неправомерное вмешательство в работу ГАС «Выборы» наказывается штрафом в размере от 200 до 500 тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до 80 тысяч рублей.
Также Уголовным кодексом предусмотрены наказания за нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения (ст. 141.1) и за фальсификацию избирательных документов, документов референдума (ст. 142).
Записала Татьяна ТАРАСОВА.
{jcomments on}
Добавить комментарий